Что называют ростом растения

Данная контрольная работа представлена в виде разноуровневого теста в 2 вариантах (с ответами)

Скачать:

Вложение Размер
test_6_klass_microsoft_office_word_2.docx 22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Задания части А(с одним верным ответом)

1) Передвижению воды в растении с нераспустившимися листьями способствует

А) поглощение воды корневыми волосками В) испарение воды

Б) корневое давление Г) дыхание

2) В чём состоит отличие растений от всех других живых существ?

А)при дыхании поглощают кислород В)распространяются на новые территории

Б) растут на протяжении всей жизни Г)при дыхании выделяют углекислый газ

3) Растения автотрофы, так как они…

А)запасают крахмал В) создают органические вещества из неорганических

Б) способны к испарению воды Г)расщепляют органические вещества до неорганических

4) Растения поглащают кислород и выделяют углекислый газ в процессе

Б)транспорта веществ Г)дыхания

5) В процессе фотосинтеза в хлоропластах растений происходит

А) расщепление сахара В) выделение углекислого газа

Б) окисление органических веществ Г) превращение энергии солнечного света в энергию органических веществ

6)К вегетативному размножению не относят

А) размножение частями побега В) размножение клубнями

Б) размножение частями корня Г) слияние гамет

7) К органам вегетативного размножения не относят

А) цветок Б) лист В) стебель Г) корень

8) Внутри пыльцевой трубки имеются

А) сперматозоиды Б) пыльца В) спермии Г) яйцеклетки

9) Оплодотворение у цветковых растений называется двойным, так как

А) в нем участвуют два спермия В) в результате образуется два зародыша

Б) оно происходит два раза подряд Г) в нем участвуют два растения

10) Луковицами размножают

А) картофель и тюльпан В) георгин и ландыш

Б) лилии и лук Г)картофель и топинамбур

Задания категории В

В 1 – Выберите три верных ответа.

Каково значение испарения воды для растения?

1) охлаждает растение 4)ускоряет доставку питательных веществ к клеткам

2) способствует процессу фотосинтеза 5) способствует высвобождению энергии

3)поддерживает ток воды по растению 6) способствует синтезу органических веществ

В 2 – Установите правильную последовательность оплодотворения у цветковых растений

А) второй спермий сливается с центральной клеткой В) один из спермиев сливается с яйцеклеткой

Б) пыльца попадает на рыльце пестика Г) пыльца прорастает и образует пыльцевую трубку

В 3 – Установите соответствие

А) происходит с помощью черенков В) происходит слияние гамет

Б) осуществляется без участия гамет Г) образуется зигота

Д) потомство обладает теми же свойствами, что и материнский организм

Огородники-любители, занимающиеся выращиванием овощных растений не по долгу службы, годами сеют, сажают и убирают растения, пользуясь народными знаниями, учась на своих ошибках и советах бывалых огородников. Однако, век живи — век учись!

Предлагаем вашему вниманию научные основы роста и развития растений, в дополнение к вашему багажу знаний и опыта. Сведения, приведенные в статье, помогут лучше «понять» растения и выращивать их осознанно.

Что такое рост растений

Рост растений — процесс образования клеток, тканей, органов растений, который сопровождается увеличением объема, массы и размеров. При росте растений формируются новые почки, листья и побеги, увеличивается высота растений, толщина стволов и листьев, размеры побегов.

Рост растений обычно происходит незаметно для глаза человека, особенно при хранении, когда у растений идет процесс образования почек.

В научном растениеводстве принято выделять 10 фаз роста и развития растений.

1. Семена в покое. У семени процессы жизнедеятельности сильно замедлены.

2. Набухание семян. При набухании семена активно поглощают влагу, увеличиваются в размерах, а внутри семени идет активная деятельность ферментов, превращающих органические запасы питательных веществ в простые и доступные для зародыша растения. Начинается процесс дыхания — семена требуют повышенное количество кислорода.

3. Прорастание семян. При прорастании семян начинается активная деятельность зародыша, образуется корешок, выступающий за пределы семенной оболочки. Для успешного прорастания семени необходима определенная температура, индивидуальная для каждого вида растения. Например, семена редиса, моркови, брюквы, салата и других холодостойких растений прорастают при температуре °C; семена фасоли, сахарной кукурузы, клубни картошки прорастают при °С; семена дыни, арбуза, баклажана при °С. Если тепла недостаточно для прорастания семян, семена приостанавливают рост и могут загнить.

Четвертая и пятая фазы роста растения: слева – всходы, справа – рост листьев и корней. Фото:

4. Всходы. Всходы — четвертая фаза роста растений, в это время над поверхностью почвы появляются семядольные листья. К моменту появления всходов истощаются запасы питательных веществ внутри семени. Растение переходит на самостоятельное питание: листья поглощают углекислый газ из воздуха, а корни питательные вещества из почвы. В фазе всходов растению становится необходим весь комплекс факторов роста — влага, воздух, оптимальная температура и свет. Освещенность в момент появления всходов играет главную роль — при недостатке света растение может погибнуть, так и не перейдя на следующую стадию роста.

5. Рост листьев и корней. В фазе роста корней и листьев растение формирует мощную корневую систему и увеличивает поверхность листьев. В это время происходит накопление питательных веществ в различных органах растения: клубнях, корнеплодах, луковицах, кочанах, ягодах и др. Плодовые овощные растения в фазе роста листьев и корней накапливают в стеблях и листьях достаточное количество питательных веществ, которые пригодятся при формировании органов размножения.

6. Рост стебля и боковых побегов. Переходя в фазу роста стебля и боковых побегов, растение расходует большое количество питательных веществ, накопленных в фазе роста листьев и корней для роста стебля и усвоения питательных веществ. Это очень важная фаза. Образование стеблей и ответвлений у плодовых овощных растений сопровождается формирование органов размножения. Двулетние и многолетние растения переходят к этой фазе на второй год жизни, а однолетние — в год посадки. У двулетних растений шестая фаза может происходить в первый год, в это время наблюдается образование цветоносов, тоже происходит и у однолетних растений, когда они «перескакивают» фазу формирования продуктовых органов (редис, шпинат, салат).

Читать также:  Амурский степной хорь фото и описание

7. Бутонизация — седьмая фаза роста растений, период когда на растениях образуются бутоны. Бутонизация сопровождается активным ростом листьев на появляющихся стеблях.

8. Цветение — восьмая фаза роста растений, наступающая после распускания бутонов. Во время цветения процесс образования корней и листьев замедляется. Цветение — период опыления цветков. У большинства растений перенос пыльцы с цветка на цветок выполняют пчелы и другие насекомые. После оплодотворения семяпочек цветки усыхают или опадают.

9. Рост плодов — девятая фаза роста растений. В фазе роста плодов оплодотворенная завязь разрастается и увеличивается в размерах, в плодах формируются семена и накапливаются питательные вещества. Рост плодов завершается по достижении максимальных размеров для вида и сорта растения.

10. Созревание плодов — десятая фаза роста растений, во время которой плоды не увеличиваются, но в них происходят физиологические процессы роста. В фазе роста плодов семена приобретают характерную для растения окраску и достигают полной спелости.

Знание фаз роста растений помогает скорректировать агротехнические мероприятия и ухаживать за растениями с максимальной пользой для них.

Продолжительность жизни растений

Овощные растения принято делить на три группы по продолжительности периода жизни.

1. Однолетние растения — растения, успевающие пройти все фазы роста и развития за один год. Когда все «земные дела» выполнены, однолетние растения отмирают. Все плодовые растения, а также шпинат, салат, редис, пекинская и цветная капуста, укроп и др., относят к однолетним растениям при выращивании умеренном климате.

2. Двулетние растения — растения, формирующие листья, корнеплоды, клубни, луковицы, кочаны, стеблеплоды в первый год жизни, оставляющие формирование цветоносов, плодов и семян на второй год жизни. Чтобы размножать двулетние растения, клубни, корнеплоды, луковицы, кочаны вместе с корнями хранят зимой в хранилище, а на следующий год высаживают в открытый грунт. Примеры двулетних овощных растений: морковть, редька, репа, свёкла, сельдерей, петрушка, белокочанная, савойская и брюссельская капуста.

Картофель, в умеренном климате выращивают как двулетнее растение. Фото: Википедия

3. Многолетние растения — растения, формирующие в первый год жизни мощные корни и листья, но не образующие плодов и семян. Образование плодов и семян у многолетних растений происходит на второй, третий год жизни и продолжается много лет. Примеры многолетних овощных растений: ревень, спаржа, хрен, лук-батун, щавель.

Отметим, что все три группы растений подразделяют условно, ведь на родине (там где растение растет в дикой природе) многие привычные нам однолетние растения прекрасно растут в многолетнем режиме, например: томаты (помидоры), сладкий перец, базилик, майоран и др.

Даже в пределах одного вида растений, продолжительность жизни может быть сортовым признаком, например некоторые сорта редьки (Ремо, Штутгартская) формируют семена за один год жизни, хотя редька считается типичным двулетним растением.

Состояние покоя у растений

Тепло — важнейший фактор роста растений, поэтому летом начинается активная жизнедеятельность у овощных растений, замедляющаяся при наступлении холодной погоды и сокращении светового дня.

Когда растение переходит в состояние покоя все процессы: фотосинтез, дыхание, транспирация, испарение воды листьями; затормаживаются и приостанавливаются. В покое, в клетках растений происходят изменения: уменьшается количество влаги, протоплазма клеток становится более вязкой, простые органические вещества превращаются в более сложные и откладываются в запас. Состояние покоя помогает растениям переносить неблагоприятные условия, складывающиеся при смене времен года.

Однолетние овощные растения переходят в состояние покоя при созревании семян, из которых при благоприятных условиях могут сформироваться новые растения.

Двулетние растения могут переходить в состояние покоя после образования продуктовых органов запаса (овощей) — корнеплодов, клубней, луковиц, корневищ, кочанов.

Находясь в глубоком покое, растения не могут расти даже при благоприятных условиях, например, картофельные глазки не пробуждаются даже если их после выкопки посадить в теплицу. В хранилище клубни картофеля могут прорастать в январе-марте, но не прорастают из-за низкой температуры. Период, когда растения способны к прорастанию, но условия этому не благоприятствуют, принято называть периодом вынужденного покоя.

Состоянием покоя растения можно управлять. Чтобы ускорить наступление покоя, растения перестают поливать, подкармливать азотными удобрениями, подрезают корни.

Чтобы ускорить выход растения из состояния покоя прибегают к выгонке. При выгонке луковицы репчатого лука купают в тёплой ванне, с температурой +40 °C, а картофельные клубни обрабатывают химическими растворами (тиомочевина, этиленхлоргидрин, роданистый натрий), воздействуют стимуляторами роста — гетероауксином, гиббереллином, этрелом.

Необходимость выгонки наступает при выращивании семян у двулетних растений. Поэтому маточники прикапывают на утепленных участках почвы за дней до высадки на постоянное место. Подращивание маточников улучшает созревание семян у растений с длинным вегетационным периодом.

Ускорение образования плодов и семян

Под воздействием тепла растения проходят первую, температурную стадию, называемую чаще всего яровизацией. Яровизация начинается после прорастания семени. У холодостойких растений (капуста, салат, все корнеплодные растения, шпинат) яровизация протекает при температуре °C, у репчатого лука — при °C.

Чтобы ускорить формирование плодов и семян, маточники этих растений в течение определенного времени необходимо хранить при указанной температуре. Если таких условий не будет, растения не перейдут к образованию стеблей, цветков и семян.

Читать также:  Сеянец голубки черная смородина

Это свойство растений используют при вегетативном размножении репчатого лука. С этой целью луковицы, предназначенные для посадки, хранят при температуре, при которой процесс яровизации пройти не может (-1 — + 1 °C или выше +18 °C).

У томатов, огурцов, фасоли и других теплолюбивых культур яровизация протекает при температуре, которая является благоприятной для роста.

Световая стадия — вторая стадия развития плодов и семян, реакция растений на продолжительность светлого и темного периодов суток.

Растения длинного дня, развивающиеся и переходящие к формированию плодов при световом дне более 12 часов, например: салат, все корнеплодные растения, капуста, шпинат и др. При выращивании в условиях короткого дня (световой день менее 12 часов в сутки) образование цветоносных стеблей и стрелок у растений длинного дня задерживается. Поэтому, при выращивании редиса, салата, шпината в парниках, световой день искусственно сокращают до

Арбуз и баклажан никак не реагируют на продолжительность светового дня, поэтому их называют нейтральными.

Продолжительность периодов жизни растения

По продолжительности периодов, стадий, жизни растения принято делить растения на кратко-стадийные и длинностадийные. У кратко-стадийных, скороспелых растений, каждая стадия продолжается суток (шпинат, редис, салат), а у длинностадийных — суток (капуста, петрушка, морковь, сельдерей, брюква).

Продолжительность прохождения стадийных изменений у растений бывает различная. У короткостадийных изменения происходят за (салат, редис, шпинат), у длинно-стадийных — за 120 и более суток (морковь, петрушка, сельдерей, поздние сорта капусты, брюква и др.). К средне-стадийным растениям относят столовую свеклу, репчатый лук, репу, редьку и др.

Продолжительность вегетационного периода, сроки наступления цветения и плодоношения у однолетних, двулетних и многолетних растений зависят от скорости прохождения ими отдельных периодов роста и развития. Изменяя почвенно-климатические условия и способы культуры, можно удлинять или укорачивать жизнь растений.

Влиянием продолжительности температурной и световой стадий объясняется образование цветоносных стеблей (стеблевания) у двулетних растений в первый год их выращивания, а также задержка появления цветоносов при семеноводстве двулетних овощных растений после высадки маточных растений в поле.

Понимание биологической сущности процессов, протекающих в растениях, позволяет овощеводу управлять ростом и развитием растений.

Рост и развитие проходят одновременно, но с различной скоростью. Соотношение между ростом и развитием овощных растений проявляется по-разному, возможны четыре варианта развития событий:

  1. Быстрый рост и быстрое развитие. Наблюдаются у овощных растений из группы плодовых, растения быстро развивают вегетативную массу и переходят к плодоношению.
  2. Быстрый рост и медленное развитие. Желательно при выращивании продуктового органа вегетативного характера: корнеплод, луковица, стеблеплод.
  3. Медленный рост и быстрое развитие. Наблюдаются при неблагоприятных условиях, например при засухе. Растения, не сформировав продуктового органа, переходят к стеблеванию.
  4. Медленный рост и медленное развитие. Такие условия создают при консервации рассады, когда ее содержат в теплицах до наступления более благоприятных условий освещения при пониженной температуре и ограниченном водоснабжении.

Контрольная работа по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Задания части А(с одним верным ответом)

1) Передвижению воды в растении с нераспустившимися листьями способствует

А) поглощение воды корневыми волосками В) испарение воды

Б) корневое давление Г) дыхание

2) В чём состоит отличие растений от всех других живых существ?

А)при дыхании поглощают кислород В)распространяются на новые территории

Б) растут на протяжении всей жизни Г)при дыхании выделяют углекислый газ

3) Растения автотрофы, так как они…

А)запасают крахмал В) создают органические вещества из неорганических

Б) способны к испарению воды Г)расщепляют органические вещества до неорганических

4) Растения поглащают кислород и выделяют углекислый газ в процессе

Б)транспорта веществ Г)дыхания

5) В процессе фотосинтеза в хлоропластах растений происходит

А) расщепление сахара В) выделение углекислого газа

Б) окисление органических веществ Г) превращение энергии солнечного света в энергию органических веществ

6)К вегетативному размножению не относят

А) размножение частями побега В) размножение клубнями

Б) размножение частями корня Г) слияние гамет

7) К органам вегетативного размножения не относят

А) цветок Б) лист В) стебель Г) корень

8) Внутри пыльцевой трубки имеются

А) сперматозоиды Б) пыльца В) спермии Г) яйцеклетки

9) Оплодотворение у цветковых растений называется двойным, так как

А) в нем участвуют два спермия В) в результате образуется два зародыша

Б) оно происходит два раза подряд Г) в нем участвуют два растения

10) Луковицами размножают

А) картофель и тюльпан В) георгин и ландыш

Б) лилии и лук Г)картофель и топинамбур

Задания категории В

Каково значение испарения воды для растения?

1) охлаждает растение 4)ускоряет доставку питательных веществ к клеткам

2) способствует процессу фотосинтеза 5) способствует высвобождению энергии

3)поддерживает ток воды по растению 6) способствует синтезу органических веществ

В 2 Установите правильную последовательность оплодотворения у цветковых растений

А) второй спермий сливается с центральной клеткой В) один из спермиев сливается с яйцеклеткой

Б) пыльца попадает на рыльце пестика Г) пыльца прорастает и образует пыльцевую трубку

А) происходит с помощью черенков В) происходит слияние гамет

Б) осуществляется без участия гамет Г) образуется зигота

Д) потомство обладает теми же свойствами, что и материнский организм

Способ размножения 1) ПОЛОВОЕ 2) БЕСПОЛОЕ

В 4 – Вставьте в текст пропущенные слова

Минеральное питание растений

1. Способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой называется (…)

2. Вещества, содержащие (…), способствуют росту растений.

Читать также:  Влияние ультразвука на собак

3. Скорейшему созреванию плодов способствует (…).

4. Вещества, содержащие (…) , ускоряют отток органических веществ от листьев к корням

в) фосфор ж) микроэлементы

г) плодородие з) медь

С 1 – Почему надо не только бережно относится к растениям как к большой ценности на нашей планете, но и охранять среду, в которой они произрастают?

Контрольная работа по теме: «Основные процессы жизнедеятельности растений»

Задания части А(с одним верным ответом)

1) Что называют ростом растения?

А) качественные изменения организма В)прорастание семени и ветвление

Б) количественное увеличение размеров и массы Г)появление ветвей и побегов

2) Транспорту воды и минеральных веществ из корня в стебель способствует

А) дыхание листьев В) образование органических веществ

Б) запасание веществ Г) корневое давление и испарение воды листьями

3) Растения по способу питания являются

А)гетеротрофами В) автотрофами

Б) сапрофитами Г)симбионтами

4) В процессе дыхания в клетках растений

А) образуются органические вещества из неорганических

Б) движутся органические и неорганические вещества

В)окисляются органические вещества и высвобождается энергия

5) В чем заключается космическая роль зелёных растений?

А) растения испаряют воду

Б) в растениях накапливается энергия Солнца и передаётся другим организмам

В) в процессе дыхания растения выделяют углекислый газ

Г) растения поглощают минеральные вещества

6). Как называется слияние половых клеток?

А) опыление Б) оплодотворение В) размножение Г) спорообразование

7) К органам генеративного размножения относят

А) лист Б) стебель В) корень Г) цветок

8) Из зиготы развивается

А) зародыш Б) эндосперм В) семенная кожура Г)околоплодник

9) Кто открыл процесс двойного оплодотворения?

А) К.А. Тимирязев Б) С. Г. Навашин В) Н.И. Вавилов Г)И.В. Мичурин

10 Листовыми черенками размножают

А) крыжовник и смородину В) бегонию и фиалку

Б) малину и вишню Г) тюльпан и нарцисс

Задания категории В

В 1 Выберите три признака, характерных только для растений

1) дышат, питаются, размножаются

2) состоят из клеток

3) имеют фотосинтезирующую ткань

4) содержат в клетках пластиды

5) используют энергию света, образуют органические вещества из неорганических

6) растут в течении всей жизни

В 2 Установите правильную последовательность действий при черенковании.

1) закрыть стеклянной банкой 4) оставить 3-4 листа

2) на черенке сделать косой срез 5) поставить на свет

3) посадить наклонно в лёгкую увлажнённую почву

В 3 – Установите соответствие между процессами жизнедеятельности растений и их характеристиками

Выпишите в таблицу цифры правильных ответов

А) происходит во всех клетках растения В)образуются органические вещества

Б) поглощается углекислый газ, выделяется кислород Г) разрушаются органические вещества

Д) происходит на свету и в темноте

ПРОЦЕСС 1) ФОТОСИНТЕЗ 2) ДЫХАНИЕ

В 4 – Вставьте в текст пропущенные слова

1. Процесс переноса пыльцы на рыльце пестика называют (…)

2. Попав на рыльце пестика, пыльца прорастает, образуя (…)

3. Она растёт в сторону (…)

4. По ней перемещаются (…)

а) оплодотворение д) яйцеклетка

б) завязь е) спермии

в) опыление ж) пыльцевая трубка

г) сперматозоиды з) пестик

С 1 – Почему К.А. Тимирязев назвал роль зелёных растений на планете Земля «космической»?

Контрольная работа по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений " представлена в виде двух вариантов.

Данная тематическая контрольная работа представлена в тестовом варианте, отражающий специфику кимов ОГЭ и ЕГЭ, подразделяется на части А,В,С, что соответствует разным уровням сложности и позволяет учащимся 6 класса приобщиться к итоговым требованиям оформления работы. Предлагаемые тесты помогут учащимя развить навыки выполнения тестовых заданий различного типа.

Данная контрольная работа выявляет уровень усвоения основных понятий и общее представление учащегося по данной теме.

  • Крутских Лилия ИвановнаНаписать 3255 12.02.2015

Номер материала: 383748

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте "Инфоурок".

Пройдя курс Вы получите:
– Удостоверение о повышении квалификации;
– Подробный план уроков (150 стр.);
– Задачник для обучающихся (83 стр.);
– Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
– БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
– Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте "Инфоурок"!

Низкая стоимость обучения

Не требуется ЕГЭ

    12.02.2015 863
    12.02.2015 1689
    12.02.2015 3947
    12.02.2015 1647
    12.02.2015 1039
    12.02.2015 1188
    12.02.2015 890

Не нашли то что искали?

Для дошкольников и учеников 1-11 классов

Рекордно низкий оргвзнос 25 Р.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector