Ячменное семечко в цветочном горшке

XI городская открытая олимпиада учащихся начальной

городской округ — Волжский 2011 год

Литературное чтение. 3 класс

Помни, победа приходит к настойчивым!

Задание 1. У каждого выражения есть свой смысл.

Чаще всего он бывает

прямым, но иногда — переносным. Прочитай выражения. Найди и подчеркни

выражения, который имеют переносный смысл.

Каменное сердце, ядовитый укус, волчий аппетит, чёрствый хлеб, золотые руки, рубаха-парень, яркая жизнь, острый нож, богатая душа, железный характер.

Задание 2. Соотнеси буквы и числа.

Запиши что получилось.

к о г т о и е н н т т т м о т м а з г т а е о о н ч о Задание 3. Почини «сломанные» пословицы. Соедини начало и конец пословиц.

У семи нянек кулаками не машут.

Чем хвалишься, от того и наберёшься.

После драки дитя без глазу.

С кем поведёшься, на том и провалишься.

Не суйся в волки, коли делать нечего.

Скучен день до вечера, если хвост – тёлкин.

Задание 4. Определи жанры произведений (закличка, пословица, загадка, считалка, скороговорка, дразнилка).

Мир освещается солнцем, а человек знанием.________________________

Одна подружка Пролезла другой в ушко.__________________________________________

Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети.

Все кричали:

Убирай один кулак!____________________________________________

Валерий акварелью рисует кавалерию, лихо кавалерия скачет у Валерия. ______________________________

Антошка-картошка, Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с лоток.____________________________________________

Радуга – дуга, Не давай дождя, Давай солнышко – Из-под облышка._________________________________________________

Задание 5. Перед Вами «текст», в котором перепутались два произведения.

Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого – прямой). Напиши автора и название каждого произведения.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Семь румяных усачей.

Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор.

Задание 6. Кому из сказочных литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Напиши героя произведения.

Волшебные волоски из бороды _________________________________________

• Ячменное семечко в цветочном горшке __________________________________

• Разбитое корыто _____________________________________________________

• Говорящее чудесное зеркало ___________________________________________

Задание 7. Вот рукопись из бутылки, выловленной в море, которая частично оказалась повреждённой.

Восстанови начало одной известной литературной сказки.

Задание 8. Восстанови пропущенные слова в стихотворении.

Но сначала, вспомни, как пишутся стихи.

Может он в футбол ______________, Может ________________мне читать, Может поиграть он в шашки, Может вымыть даже ___________, Может рисовать________________, Может собирать картинки, Может прокатить меня, Вместо быстрого________________.

Может ____________он ловить, Кран на кухне___________________, Для меня всегда геройСамый лучший _____________мой!

Задание 9. Соотнеси строчки из стихотворений с авторами.

Каменное сердце, ядовитый укус, волчий аппетит, чёрствый хлеб, золотые руки, рубаха-парень, яркая жизнь, острый нож, богатая душа, железный характер.

Критерии: По 0.5 балла. мах. 3 балла. За каждую неправильно подчёркнутое выражение снимается 0,5 балла.

Задание 2. Соотнеси буквы и числа.

Запиши что получилось.

Задание 4. Определи жанры произведений ( закличка, пословица, загадка, считалка, скороговорка, дразнилка).

Мир освещается солнцем, а человек знанием. пословица Одна подружка Пролезла другой в ушко. загадка Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети.

Все кричали:

Убирай один кулак! считалка Валерий акварелью рисует кавалерию, лихо кавалерия скачет у Валерия. скороговорка Антошка-картошка, Соломенная ножка, Сам с ноготок, Голова с лоток. дразнилка Радуга – дуга, Не давай дождя, Давай солнышко – Из-под облышка. закличка Критерии: За каждый правильный ответ 0,5 балла Max –3балла Задание 5. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений.

Читать также:  Что можно сделать из старых покрышек фото

Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого – прямой). Напишите автора и название каждого произведения.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Семь румяных усачей.

Все равны как на подбор, С ними дядька Черномор.

Автор: Пушкин Название: Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях Автор: Пушкин Название: Сказка о царе Салтане, сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне, и прекрасной царевне Лебедь» (достаточно «Сказка о царе Салтане»)

Задание 6. Кому из сказочных литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Напиши героя произведения.

Выполнение: Волшебные волоски из бороды – старик Хоттабыч Ячменное семечко в цветочном горшке -Дюймовочка

Задание 7. Вот рукопись из бутылки, выловленной в море, которая частично оказалась повреждённой.

Восстанови начало одной известной литературной сказки.

Выполнение: Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

А.С.Пушкин Критерии: За правильный ответ 2 балла Max –2 балла Задание 8. Восстанови пропущенные слова в стихотворении.

Вспомни, как пишутся стихи.

Стихи про папу Может он в футбол играть Может книжку (сказку) мне читать Может поиграть он в шашки, Может вымыть даже чашки, Может рисовать машинки, Может собирать картинки, Может прокатить меня, Вместо быстрого коня.

Может рыбу он ловить, Кран на кухне починить, Для меня всегда геройСамый лучший папа мой!

Критерии: за каждое слово (ритм, рифма, смысл) 0,5 балла. Мах. 4 балла Задание 9. Соотнеси строчки из стихотворений с авторами.

Олимпиада по литературе 7 класс

1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

«Повесть временных лет»

«Мартышка и очки»

Максимальное количество баллов-6

2. Определите писателя по биографическим фактам.

Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3

3. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово — жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов – 5

4 Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей.

1) Агния а) Есенин

2) Астрид б) Пришвин

3) Сергей Александрович в) Куприн

4) Александр Иванович г) Маршак

5) Александр Сергеевич д)Линдгрен

6) Константин Георгиевич е) Родари

7) Джанни ё) Астафьев

8) Виктор Петрович ж) Барто

9) Самуил Яковлевич з) Паустовский

10) Михаил Михайлович и) Пушкин

По 1 баллу за факт (10 баллов).

5. Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма

2) Разговор двух и более лиц . б) пейзаж

3) Созвучие концов строк . в)диалог

4) Иносказательно описывает предмет, учит

угадывать задуманное. г) басня

5)Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека. д) загадка

Читать также:  Выращивание хвойных в контейнерах

6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное

понятие передается с помощью конкретного образа. е) антитеза

7)Небольшое произведение повествовательного

характера с нравоучительным содержанием. ж)аллегория 8)Стилистическая фигура, основанная

на противопоставлении понятий, образов. з) рассказ. По 1 баллу за факт (8 баллов).

6. Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

1.Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения

( сравнение, эпитет, олицетворение).

2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта,

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы

Максимальное количество баллов-3

7. Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.

А) сабля и ранец

Б) волшебные волоски из бороды

В) ячменное семечко в цветочном горшке

Г) разбитое корыто

Д) говорящее чудесное зеркало
Максимальное количество баллов- 15 баллов( за героя, название произведения и автора по 1 баллу)

8 ..Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

Максимальное количество баллов- 4

9. Анализ текста.
Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).
1)Как называется это описание?
2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста.
3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель
в этом описании?
По 1 баллу за факт

Максимальное количество баллов-6

Б – Лермонтов М.Ю.

Максимальное количество баллов-3

3. А) нет
Б) да
В) да
Г) нет
Д) да

Максимальное количество баллов-5

Максимальное количество баллов-10

Максимальное количество баллов-8

6. 1. Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

2. Состояние – предчувствие счастья, радости; предвкушение ;

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Максимальное количество баллов-2

7. А) сабля и ранец – солдат, сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво»

Б) волшебные волоски из бороды – старик Хоттабыч, из одноимённой сказки Лагина

В) ячменное семечко в цветочном горшке – из него родилась Дюймовочка, сказка Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

Г) разбитое корыто – старуха, А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

Д) говорящее чудесное зеркало – мачеха, А.С. Пушкин «сказка о мёртвой царевне…»

Максимальное количество баллов- 15 баллов( за героя, название произведения и автора по 1 баллу)

8. . Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл,. Басня — один из древнейших литературных жанров Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э. В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (

Максимальное количество баллов- 4

9 . Анализ текста.

2)Зима: «тишина морозная, светлая», «вчерашняя пороша»; «наст» и т.д.

3)Эпитет: «светлая тишина»;

сравнение: «пороша, как пудра со сверкающими блестками»;

Читать также:  Аист вьет гнездо на дереве

олицетворение «кустик глядится и видит» и т. д.

1. Назовите сказку А.С. Пушкина, в которых действует дружина из 33 человек. Какую роль выполняют богатыри в сказке?

2.Смешались пословицы и поговорки. Постарайтесь навести порядок – разделите данные высказывания на две группы – пословицы и поговорки. Объясните, чем они отличаются друг от друга.

1)Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2)Денег ни гроша, да слава хороша.

3)Ни пава, ни ворона.

4) Спаси Бог того, кто поит да кормит, а вдвое того, кот хлеб-соль помнит.

5) Двух зайцев убил.

3. Кому из литературных или сказочных героев принадлежат следующие предметы? Назовите героя, произведение и автора.

А) Разбитое корыто

Б) Ячменное семечко в цветочном горшке

В) Чудесный горшочек с бубенчиками

4.По какому признаку данные сказки распределены по группам?

а) «Как мужик гусей делил», «Загадка», «Мужик и медведь»;

б) «Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка»;

в) «Лиса и журавль», «Теремок».

5. Определите писателя по биографическим фактам. Напишите его фамилию, имя, отчество.

а) Родился в Москве. Его дядя, Василий Львович, был известным поэтом. На мальчика оказала большое влияние няня. В.А.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

6. Исправьте ошибки, правильно соединив имена и фамилии русских и зарубежных писателей.

Михаил Юрьевич Лондон

Михаил Михайлович Брэдбери

Антон Павлович Лесков

Афанасий Афанасьевич Фет

Виктор Петрович Некрасов

Николай Алексеевич Чехов

Рей Дуглас Пришвин

Николай Семёнович Астафьев

7. Прочитайте отрывок из рассказа Василия Пескова. Напишите небольшое сочинение на тему «Праздник, на который не нужен билет», опираясь на рассказ Пескова и свои личные впечатления.

На этот праздник не нужен билет. Кладите краюху хлеба в мешок, проголосуйте попутному грузовику, или садитесь в автобус, или велосипед оседлайте, а лучше – пешком. Пораньше из дома, лучше с самой зарёй. Тогда весь праздник – ваш. Вы увидите, как стягивает солнце туманное одеяло с реки, увидите росу на красных осиновых листьях, увидите, как добывает свой «хлеб» трудолюбивый дятел.

Не заявляйте о себе криками, приберегите песни. Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам всё богатство.

Ключи к заданиям олимпиады по литературе

«Сказка о царе Салтане»; охранять владения.

2. Пословицы: 1, 2, 4. Поговорки: 3,5.

Пословица – синтаксически законченная конструкция, как правило, состоящая из 2 (иногда более) ритмически соизмеримых частей. Всегда имеет нравоучительный смысл и обычно воспроизводит некую конкретную ситуацию, отдельные стороны которой становятся обобщенной формой передачи мысли. Вывод чаще всего содержится во второй части пословицы. Поговорка, в отличие от пословицы, не несет нравоучительного смысла и является частью суждения. В.И.Даль определял поговорку как «одну половину пословицы». Поговорка, как правило, служит для характеристики лица ( «Ни пава, ни ворона»), действия («Убил двух зайцев»), обстоятельства(«Когда рак на горе свистнет»).

3. Разбитое корыто – старуха (А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»);

ячменное семечко в цветочном горшке – из него родилась Дюймовочка (одноимённая сказка Андерсена);

чудесный горшочек с бубенчиками – принц (Г.Х. Андерсен «Свинопас»).

4. а) бытовые б) волшебные в) сказки о животных.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Михаил Михайлович Пришвин

Антон Павлович Чехов

Афанасий Афанасьевич Фет

Виктор Петрович Астафьев

Николай Алексеевич Некрасов

Рей Дуглас Брэдбери

Николай Семёнович Лесков

Комментирование записей временно отключено.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector