Поселения староверов в россии на карте

Многие задаются вопросом: «Кто такие староверы, и чем они отличаются от православных верующих?». Люди по-разному интерпретируют староверство, приравнивая его то к религии, то к разновидности сект.

Попытаемся разобраться в этой чрезвычайно интересной теме.

Староверы — кто они такие

Староверчество возникло в 17 веке как протест против изменения старых церковных обычаев и традиций. Начался раскол после реформ Патриарха Никона, который ввел новшества в церковные книги и церковный уклад. Все, кто не принял изменений и радел за сохранение старых традиций, были преданы анафеме и подверглись гонениям.

Большая община староверов вскоре раскололась на отдельные ветви, которые не признавали таинств и традиций Православной Церкви и зачастую имели отличные друг от друга взгляды на веру.

Избегая преследований, староверы бежали в нелюдимые места, заселив Север России, Поволжье, Сибирь, обосновались на территории Турции, Румынии, Польши, Китая, добрались до Боливии и даже Австралии.

Обычаи и традиции староверов

Нынешний уклад жизни староверов практически не отличается от того, которым несколько веков назад пользовались их деды и прадеды. В таких семьях чтят историю и традиции, переходящие из поколения с поколения. Детей учат почитать родителей, воспитывают в строгости и послушании, чтобы в дальнейшем они стали надежной опорой.

С самого раннего возраста сыновей и дочерей приучают к труду, который у староверов в большом почете. Работать приходится много: староверы стараются не покупать продукты в магазине, поэтому выращивают овощи и фрукты на огородах, в идеальной чистоте содержат скотину, многое для дома делают своими руками.

Они не любят рассказывать о своей жизни посторонним людям, и даже имеют отдельную посуду для тех, кто нагрянет в общину «со стороны».

Чтобы вычистить дом, используют только чистую воду из освященного колодца или источника. Баню считают нечистым местом, поэтому крестик перед процедурой обязательно снимают, а когда заходят после парной в дом, обязательно умываются чистой водой.

Очень большое внимание староверы уделяют таинству крещения. Окрестить младенца стараются в течение нескольких дней после его рождения. Имя выбирают строго по святцам, причем для мальчика — в течение восьми дней после появления на свет, а для девочки — в диапазоне восьми дней до и после рождения.

Все атрибуты, используемые при крещении, некоторое время держат в проточной воде, чтобы они стали чистыми. Родителей на крестины не допускают. Если мама или папа станут свидетелями обряда, то это плохой знак, который грозит разводом.

Что касается свадебных традиций, то под венец не имеют права идти родственники до восьмого колена и родственники «по кресту». Во вторник и четверг свадьбу не играют. После бракосочетания женщина постоянно носит головной убор шашмуру, появиться без него на людях считается большим грехом.

Траур старообрядцы не носят. По обычаям, тело покойника омывают не родственники, а выбранные общиной люди: мужчину омывает мужчина, женщину — женщина. Тело кладут в деревянный гроб, на дне которого лежит стружка. Вместо крышки — простыня. На поминках покойного не поминают спиртным, а его вещи раздают нуждающимся как милостыню.

Есть ли сегодня староверы в России

В России сегодня насчитываются сотни поселений, в которых живут русские староверы.

Несмотря на различные течения и ветви, все они продолжают быт и уклад своих предков, бережно хранят традиции, воспитывают детей в духе нравственности и честолюбия.

Какой крест у староверов

В церковных ритуалах и богослужениях староверы используют восьмиконечный крест, на котором нет изображения Распятия. Кроме горизонтальной перекладины, на символе присутствует еще две.

Верхняя изображает табличку на кресте, где был распят Иисус Христос, нижняя подразумевает своеобразную «чашу весов», которая измеряет человеческие грехи.

Как крестятся староверы

В православии принято совершать крестное знамение тремя пальцами — троеперстием, символизирующем единство Пресвятой Троицы.

Староверы крестятся двумя перстами, как это было принято на Руси, произнося два раза «Аллилуия» и добавляя «Слава Тебе, Боже».

На богослужение облачаются в специальную одежду: мужчины надевают рубаху или косоворотку, женщины — сарафан и платок. Во время службы староверы скрещивают руки на груди в знак смирения перед Всевышним и отпускают земные поклоны.

Где находятся поселения староверов

Кроме тех, кто остался в России после реформ Никона, в настоящее время в страну продолжают возвращаться староверы, долгое время прожившие в изгнании за ее пределами. Они, как и прежде, чтут свои традиции, разводят скот, обрабатывают земли, воспитывают детей.

Очень многие воспользовались программой переселения на Дальний Восток, где много плодородных земель и есть возможность сложить крепкое хозяйство. Несколько лет назад в Приморье благодаря той же программе по добровольному переселению вернулись староверы из Южной Америки.

В Сибири и на Урале существуют деревни, где прочно обосновываются староверческие общины. На карте России много мест, где процветает старообрядчество.

Почему староверов называли беспоповцами

Раскол старообрядчества образовал две отдельные ветви — поповщину и безпоповщину. В отличие от староверов-поповцев, которые после раскола признали церковную иерархию и все таинства, староверы-беспоповцы стали отрицать священство во всех его проявлениях и признали только два таинства — Крещение и Исповедь.

Читать также:  Автоматика ректификационной колонны своими руками

Есть старообрядческие течения, которые также не отрицают таинства Брака. По мнению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, и все современное священнослужение — ересь, от которой нет толку.

Какая у староверов Библия

Староверы считают, что Библия и Ветхий Завет в современной их интерпретации искажены и не несут первоначальной информации, которая должна нести истину.

В своих молитвах они используют Библию, которая использовалась до реформы Никона. До наших дней сохранились молитвенные книги тех времен. Их тщательно изучают и используют в богослужениях.

Чем отличаются староверы от православных христиан

Главная разница заключается в следующем:

  1. Православные верующие признают церковные обряды и таинства Православной церкви, верят в ее учения. Староверы считают истиной старые дореформенные тексты Священных книг, не признавая внесенных изменений.
  2. Староверы носят восьмиконечные кресты с надписью «Царь славы», на них нет изображения Распятия, крестятся двумя пальцами, бьют земные поклоны. В православии принято троеперстие, кресты имеют четыре и шесть концов, в основном держат поясные поклоны.
  3. Четки православных — это 33 бусины, старообрядцы используют так называемые лестовки, состоящие из 109 узелков.
  4. Староверы крестят людей троекратно, полностью погружая их в воду. В православии человека обливают водой и погружают частично.
  5. В православии имя «Иисус» пишется с двойной гласной «и», староверы верны традициям и пишут его как «Исус».
  6. В Символе Веры православных и староверов более десяти разночтений.
  7. Старообрядцы предпочитают деревянным медные и оловянные иконы.

Заключение

Оценку дереву можно дать по его плодам. Назначение Церкви — вести своих духовных детей к спасению, и дать оценку её плодам, результату её трудов, можно по тем дарованиям, которые стяжали её чада.

А плоды православной церкви — это сонм Святых мучеников, святителей, священников, молитвенников и других дивных Угодников Божьих. Имена наших Святых известны не только православным, но и старообрядцам, и даже не церковным людям.

На огромных просторах Западно-Сибирской земли есть равнины Айдара. Помимо вертолета, туда можно добраться только лишь по реке Кет. Для прохода по реке нужен опыт и проводник, так как путь довольно опасен. Поваленные деревья создают препятствия на поверхности воды, и от этого путь становится очень сложным. Если вы пройдете около трех часов вниз по реке, то найдете деревню, в которой проживает примерно 150 человек. Эта община в основном состоит из русских православных старообрядцев, живущих по строгим религиозным правилам.

Путешествуя по Республике Алтай на своем автомобиле, исследуя разные ее уголки, и доехав до крайней точки – до границы с Казахстаном, с уверенностью могу сказать, что связь времен, далекого и близкого, чувство великого открывается для тебя, маленького человека, именно здесь – на Алтае. Оно охватывает тебя, лишая дара речи, потому что иногда только молчаливое созерцание может помочь тебе ощутить одновременно и свою незначительность, и свое бессмертие в таких местах.

Фиолетовая долина Алтая

Именно здесь ищут ворота в параллельные миры, вход в Беловодье, энергетические места силы, обновляющие сознание и гармонизирующие разум. Сюда едут за просветлением, здоровьем, возможностью соприкоснутся с чудесами.
На Планете множество энергетических точек, разбросанных по ее территориям, но говорят, что здесь, на Алтае, эти точки – места силы, сконцентрированы в большей степени. Очень часто здесь фиксируют разные аномальные явления, связанные с выходом энергии Земли. Здесь черпают энергию экстросенсы и ясновидящие.
Именно здесь, в царстве Белухи, на границе с Казахстаном, как будто бы на краю Земли, за много сотен километров от современной цивилизации живут в миру и гармонии, тихой размеренной жизнью люди, оставшееся верными своим традициям, сохранившие свою самобытность в изгнаниях, репрессиях и непринятии большинством.

Деревни староверов на Алтае – быт и обычаи.

Старообрядческие деревни я бы назвала уже диковинкой. Верхний Уймон, Мульта, Замульта, Маральник и еще несколько деревень мирно расположились по всей Уймонской долине.
Добравшись до деревни Мульта уже за полночь, проехав 300 км бездорожья, несколько горных перевалов, где освещения трассы отсутствует, подвесной мост через бурлящий поток горной реки Мульта, и въехав в погруженную во тьму деревню – мы пришли в некоторый ужас. Света нет не только на улицах, но и в домах. То ли его выключили централизованно, толи экономят, мы не могли сообразить: как можно жить без света. В потемках найдя забронированную накануне турбазу, мы зашли в номер и упали спать с мыслями: «Какого … ! Зачем мы вообще сюда притащились? Это же у черта на куличках, живут, как в первобытном веке. Даже света нет!»

Какого же было наше удивление, когда на утро мы увидели, что это вполне современная деревня, с приветливыми жителями, большим количеством магазинов, в которых есть все что нужно для жизни, со всеми благами цивилизации.
Тогда нас стал мучить другой вопрос: «А где же здесь староверы?»

Я всегда представляла себе староверов так:
— мужчины с длинными бородами, насупленными бровями, немногословных и даже в некоторой степени чуждых. Люди вне системы. Они живут в своем мире и никого туда не пускают, прочно оберегают свои личные границы и сложившиеся межличностные отношения. Этому же укладу жизни они воспитывают своих детей.
— женщины с кучей маленьких детей, сидящие где-нибудь в углу и не поднимая глаз желающие только одного, чтобы мы поскорее покинули их личный мирок…

Возможно все было именно так в давние времена. А сейчас в старообрядческих деревнях Алтая живут современные люди, ни внешне, ни по общению ничем не отличающиеся от туристов, приехавших из крупных городов.
С бытом старообрядцев, пришедших и заселивших эти земли в 18 веке, можно познакомиться, посетив музей старообрядчества в деревне Верхний Уймон. После раскола русской православной церкви некоторые люди отказались принять новую веру, за что были подвергнуты жестоким репрессиям. В этой связи они были вынуждены покинуть насиженные земли и уйти искать другое пристанище.

Читать также:  Пасечная 5 тимирязевская академия рассада

Старообрядческая изба, которой 150 лет. Сейчас в ней разместился музей староверов.

Музей старообрядчества в Верхнем Уймоне создан учительницей истории – Раисой Павловной Кучегеровой. Ею же написано множество книг про староверов. А сама она, как только слово скажет, так сразу в какой-то легкий трепет впадаешь. Говорит – как будто поет. Я первый раз такой голос у человека слышу. Моя семья, после рассказа Раисы Павловны, тоже поделились своими аналогичными ощущениями, что голос у рассказчицы удивительный. Как будто задушевная песня льется, то ли фоном к этой песне река журчит, то ли птица поет. Нисколько не преувеличиваю. Съездите и сами послушайте. Может быть тогда поверите))

В настоящей старообрядческой избе, возраст которой 150 лет, воссоздан быт типичной семьи староверов.
В музее можно увидеть старинные крынки, миски, тканные половики, полотенца и другие предметы быта.

Недалеко от печи весит детская люлька с младенцем. Говорят, кто ее покачает, в скором времени будет качать люльку своего младенца.

В горнице стоит ткацкий станок, на стене висят скромная однотонная одежда, которую носили старообрядцы, и яркие тканные пояса.

Семьи были большими и в одной такой избе могли жить до 17-18 человек. Кержаки вели здоровый образ жизни: не курили и не употребляли спиртные напитки, кроме травяных настоек.

Рассказывает Раиса Павловна о том, какое огромное значение староверы придавали чистоте. Например, воду из ковшика пить было нельзя. Каждый член семьи должен был наливать ее в свою личную кружку и только потом пить. Благодаря соблюдению такой гигиены старообрядцам удалось в свое время избежать многих заболеваний, в том числе их не коснулась чума.

Собаку в доме держать категорически было запрещено. Да и они даже подумать не могли о том, чтобы собаку в дом запустить. Считалось, что она – грязное животное и ни в коем случае не должна заходить в дом. Это было большим грехом.

И вот как раз в пользу того, что те староверы давным-давно осовременились говорит тот факт, что терпимо они относятся к собакам туристов. Некоторые так и говорят: «О, вы с собакой. Мы, наверное, не сможем вам комнату сдать. Мы не держим собак в доме!» На что мы им отвечали: «Это же не вы будете держать собаку в доме, а нам сдадите домик, и мы ее будем там держать!» Они соглашались с такой логикой, и мы жили на двух турбазах, сначала в деревне Мульта, а затем в рядом находящейся деревне Замульта со своей собакой.

В советские годы староверы отказывались от назначенной им пенсии, считая это нетрудовыми доходами.

Интересен вход в калитку, которой нет. На фото две доски: снаружи и изнутри забора — это типа калитка. Сначала по первой доске поднимаешься, переступаешь верхушку забора и по другой доске спускаешься. Так староверы раньше заходили на территорию.


В настоящее время основным источником доходов населения старообрядческих деревень Алтая является овцеводство, зерноводство, изготовление кормов. Едешь по трассе и на полях как одуванчики сидят барашки. Как белые пушистые шапочки среди зеленой травы)

Кроме того, в Уймонской долине разводят маралов, перерабатывают и продают пантовую продукцию, которая обладает лечебными свойствами.
Можно принимать мараловые ванны (но говорят лучше это делать исключительно по назначению врача).
Стоимость 1 мараловой ванны – 800 руб.

В Мульте живет много народных умельцев и на главной улице села есть магазинчик народных промыслов, где можно приобрести одежду, предметы быта, сувениры, украшения.


Тут же для вас могут провести мастер-класс по ткачеству дорожки или пояска. Нам было интересно и мы попросили нам показать, как все эти славные вещи производятся на свет)

Вот так ловкие пальцы ткачих складывают причудливый узор, в котором и языческие славянские руны и христианская символика сплелись воедино.

Собрано Раисой Павловной множество пословиц и поговорок старообрядцев. Особенно мне понравилась одна притча, не могу удержаться, чтобы не написать ее здесь.

Притча про поперЁшную жену.

Была у одного мужа жена, да только такая поперЁшная, что все ему наперекор говорила. Бывало, он скажет: «Бритое», а уж она непременно кричит: «Стриженое!».
Скажет, что за оконцем «тихо», а жена спорит, что «шумно».
В горнице темно, а жена кричит – «светло».
Так и жили!
Как-то раз пошли они в поле гулять, а по дороге река встретилась, течение быстрое. Говорит муж жене: «По мостику иди, чтобы не упасть». Но жена-то у него – поперЁшная, не пошла по мостику, пошла по тонкой жердочке. Упала в воду, да и утопла.
Ну что ж, вытаскивать надо и хоронить жену, подумал мужик, да и побежал ее вылавливать.
По дороге люди ему встретились: «Ты куда бежишь, мужик?»
— «Да вот, жена упала с жердочки в реку и утопла. Вытащить надо, да похоронить».
— «Так зачем же ты мужик вверх против течения бежишь? Ты вниз беги, ведь ее течением вниз унесло!».
— «Ну что вы, закричал мужик, не останавливаясь и продолжая бежать вверх по течению. Вы мою жену не знаете, она ведь у меня поперЁшная».

Как добраться до музея староверов на Алтае.Где остановиться: турбазы в Мульте, Замульте.

Горно-Алтайск – Усть-Кокса – 420 км. примерно 300 из них по бездорожью. Из Горно-Алтайска выезжать в сторону Чемала, через Семинский перевал с высотой подъема 1894 м. Самая высокая точка Чуйского тракта. Дальше после перевала по трассе сворот направо на Усть-Кан. В Усть-Кане по главной дороге сворот налево на Усть-Коксу.
Усть-Кан – Усть-Кокса – 120 км.
В Усть-Коксе все время прямо (проезжать мимо Усть-Коксы, в нее заезжать не надо, прямо по трассе).
Усть-Кокса – Верхний Уймон (музей староверов) – 12 км.
Но останавливаются туристы обычно в деревнях Мульта или Замульта, потому что в основном сюда едут ради Мультинских озер.
Усть-Кокса – Мульта (Замульта) – 32 км.
Турбаз в Мульте и Замульте множество. Сами деревни между собой отделены вот таким мостиком.

С одной стороны реки – деревня Мульта, а с другой стороны – Замульта. Все просто))
В Мульте НЕ советую селиться в Алтайну. Там неадекватная администраторша. Не стоит себе настроение портить при знакомстве с ней. Да и на фотографиях в интернете все не так как на деле.

Читать также:  Розы белые с красным ободком

Не на все турбазы пускают с животными.

С турбазы в Замульте заказали такси — съездили в музей староверов и на смотровую площадку, чтобы увидеть самую высокую гору Алтая – Белуху.

Посмотреть цены и забронировать турбазу в Замульте можно через сайт Booking.com. Отметьте в поисковом окне приблизительные даты поездки или поставьте галочку в строке: «Даты поездки пока не известны» и нажмите «Найти». Букин выдаст все возможные турбазы в Мульте и Замульте.

Гора Белуха – самая высокая вершина Алтайских гор.

Уймонская долина очень живописна. Находясь на почти 1000 м над уровнем моря с одной стороны ее окружает Катунский хребет, с другой – Теректинский хребет.

Внизу, в долине, петляя и извиваясь бирюзовой лентой, течет и бурлит река Катунь, которая берет свое начало с горы Белуха, самой высокой точки горного Алтая – 4506 м.

Гора Белуха является символом Алтая. Ее вершину венчает белоснежная корона. Здесь ее царство и все мы в ее власти)

Местные рассказали нам историю, что как-то приехал покорить Белуху один американец. Дошел до подножья, прожил у подножия несколько дней в палатке, а восхождение так и не начал. Сказал, что какие-то неведомые силы не дают ему начать это восхождение. Якобы гора не пускает его. Но самое интересное здесь не это, а тот факт, что приезжает он уже в 4-ый раз. С Америки. И не может начать восхождение. Может правдивы слухи об астральных мирах, энергетических вратах и прочей потусторонности?
Мы же почувствовали непростой характер Белухи, когда, приехав на смотровую площадку, облака моментально скрыли вершину от наших глаз. Успела сделать только вот такую фотографию.


Пока ехали, небо было чистым и солнечным. Мы долго ждали, любуясь ею и в облаках, как японцы своей Фудзиямой, но так и недождавшись вида, стали спускаться вниз на дорогу, чтобы поехать в обратный путь. Мы спустились и облака рассеялись. Вот что это, если не поперЁшный ее характер? ))

Еще заметила, что в туристических обзорах, которые продаются в сувенирных лавках и раздаются экскурсоводами при продаже экскурсий написано, что «… мы с вами заберемся на смотровую площадку… и если вам повезет, то вы увидите Белуху во всей ее красе..» Фраза есть в рекламных проспектах: «если повезет». Видимо мы не первые, от кого она скрылась)) Но я все же считаю, что нам повезло, потому что после первой фото через несколько минут вид был уже такой (ее просто нет, только облака).

Как найти Беловодье.

Беловодье на Алтае – это как Шабала в Тибете. Прекрасная страна где «текут молочные реки с кисельными берегами».
У всех людей есть мечта — найти то место, где каждый день счастливый, где царит добродетель, справедливость и настоящая любовь. Место, где все свободны и живут в гармонии с собой и окружающим миром. Есть такая мечта и у старообрядцев. Они уверены, что легендарная земля – Беловодское царство находится на Алтае. Только найти вход в Беловодье может не каждый, а истинно верующий, духовно продвинутый, проще говоря – просветленный человек.
В музее старообрядцев Раиса Павловна рассказала, что была такая реальная история, как одна из жительниц деревни Верхний Уймон покинула родной дом и ушла на поиски Беловодья. Долго не было от нее вестей, а потом пришло письмо в деревню, что нашла она Беловодье. Вот только рассказать как его найти она не может, забыла путь. Да даже если бы запомнила, у каждого человека свой путь в эту чудесную страну.

На мой взгляд, путешествие по Алтаю — это не туризм выходного дня, а что-то гораздо серьезнее. Местные жители, с кем нам удалось познакомиться и разговориться, тоже считают, что эти места посещает только настоящий турист. Сюда не получится приехать по типу: «мимо проезжал, заехал посмотреть». Сюда едут туристы, преследующие определенные цели: кто-то в поисках алтайской Шамбалы — Беловодья, кто-то полюбоваться высокогорными Мультинскими озерами, а кто-то — совершить восхождение на Белуху. А ведь к поиску истинных ценностей невозможно отправиться налегке. Поэтому достигает цели тут только человек, готовый таскать тяжелый рюкзак за плечами, много раз разбивая и собирая свой походный лагерь.

Путешествуя по Алтаю искала вход в Беловодье
Катя Башкурова.Желаю и вам увлекательных и захватывающих путешествий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector