Содержание
- 1 Устройство коробки МТЗ-1221
- 2 Коробка передач МТЗ-1221: схема переключения
- 3 Неисправности коробки передач МТЗ-1221
- 4 Ремонт КПП МТЗ-1221
- 5 КПП МТЗ-1221: схема переключения
- 6 Описание модели
- 7 Устройство трактора МТЗ-1221
- 8 Технические характеристики
- 9 Обзор модификаций
- 10 Цена за новый и б у
- 11 Отзывы
- 12 Особенности КПП на тракторе (МТЗ 1221)
- 13 Необходимость ремонта коробки передач
Коробка передач является одним из наиболее важных узлов любого транспортного средства. Именно КПП отвечает за изменение направления и скорости движения. Для трактора с его высоким расходом горючего и значительной нагрузкой на силовую установку правильный выбор программы позволяет не только снизить потребление топлива, но и способствует продлению срока службы узлов и агрегатов.
Чтобы эксплуатировать КПП в оптимальном режиме, своевременно выявлять неисправности и осуществлять ремонт, необходимо представлять схему расположения отдельных элементов и принципы функционирования узла.
Устройство коробки МТЗ-1221
Коробка передач – механическое ступенчатое 6-диапазонное устройство с шестернями постоянного зацепления. Имеет 4 режима переднего хода и 2 режима заднего. Поддерживает возможность переключения 4 скоростей внутри каждого диапазона при помощи специальных синхронизаторов. В результате КПП обеспечивает включение 16 передних и 8 задних режимов движения.
Коробка передач трактора МТЗ включает следующие узлы:
- механизм управления;
- узел передач;
- блок шестерен;
- вторичный вал;
- вал заднего хода и пониженных передач;
- гидросистему;
- корпус, в котором расположены вышеуказанные элементы.
Коробка передач МТЗ-1221: схема переключения
В тракторе «Беларус» управляющий механизм КПП состоит из двух компонентов: блок переключения передач с синхронизаторами и устройство переключения диапазонов. Каждый из указанных узлов имеет свой отдельный рычаг управления в кабине трактора.
Соответственно, при включении нужной скорости вначале устанавливается в требуемое положение рычаг включения передачи, а затем рычаг выбора диапазонов.
Схема переключения режимов работы КПП представлена на фото, расположенном на сайте. Римскими цифрами обозначены положения рычага включения передач, арабскими – рычага выбора диапазонов.
Неисправности коробки передач МТЗ-1221
КПП трактора является надежным износостойким устройством, способным прослужить более трех лет в режиме ежедневной эксплуатации до проведения первичного ремонта.
Для этого необходимо соблюдать соответствующий режим работы самого узла и сопряженных с ним элементов. На исправность коробки передач оказывают влияние следующие факторы:
- достаточность уровня масла и соответствующее давление;
- своевременность очистки центрифуги и фильтрующих элементов;
- соблюдение режима регулировки сцепления;
- состояние переднего ведущего моста;
- правильность регулировки зацепления ГП заднего моста (для полноприводных моделей).
Ремонт КПП МТЗ-1221
Первый этап ремонта – демонтаж коробки передач, полная разборка и мойка узлов и агрегатов. Дальнейшие действия зависят от характера поломки. Наиболее характерные неисправности и причины их возникновения:
- недовключение передач – износ компонентов верхней крышки КПП;
- повреждение или повышенный износ шестерен первичного вала – пониженное давление масла или неисправность сцепления;
- повреждение подшипников или срыв гайки вторичного вала – неправильная регулировка зацепления ГП.
КПП МТЗ-1221: схема переключения
Для удобства водителя схема переключения расположена возле соответствующего рычага (см. фото на нашем сайте).
Нужно учитывать, что во избежание повышенного износа деталей КПП включение скоростей производится последовательно. Переключение в пределах диапазона на ходу допустимо только при движении по ровной дороге. В условиях бездорожья рекомендуется преодолевать подобные участки на заранее выбранном режиме.
Трактор МТЗ-1221 производится Минским тракторным заводом и занимает в производственной программе второе место после машин серии 80/82. Сборка машин из готовых узлов налажена на нескольких заводах в России, которые располагаются в Смоленске, Саранске и Елабуге.
Описание модели
Универсально-пропашной трактор с приводом на все колеса Беларус 1221 имеет технические характеристики, достаточные для выполнения полного цикла сельскохозяйственных работ. Машина применяется на лесозаготовках, на стройплощадках и в коммунальном хозяйстве.
Завод постоянно ведет доработку машины и вводит в линейку новые модификации.
Например, для эксплуатации в условиях высоких температур воздуха создана версия трактора 1221 Тропик, которая отличается радиатором с увеличенной поверхностью охлаждения и более производительным вентилятором. Трактор оснащается вторым топливным баком емкостью 110 л.
Устройство трактора МТЗ-1221
Трактор построен по классической схеме с передним расположением двигателя. Применение дизеля с турбокомпрессором позволило сократить расход топлива (до 166 г/л. с. в час) и увеличить время автономной работы трактора. Трансмиссия с приводом заднего и переднего моста обеспечивает повышенную проходимость на слабом грунте или рыхлом снегу.
Над задними колесами размещается одноместная кабина оператора. Под полом расположен бак, заливная горловина выведена сзади. В базовом варианте объем топливного бака составляет 160 л.
Силовой агрегат
Силовой агрегат представляет собой дизельный двигатель с установленным картером сцепления. Сцепление с увеличенным ресурсом работы, оснащено двумя дисками для передачи выросшего крутящего момента двигателя.
На силовом агрегате установлено навесное оборудование:
- гидравлический насос;
- воздушный компрессор;
- генератор.
Коробка передач
Коробка передач представляет собой массивный чугунный картер с высокой жесткостью. Для переключения скоростей и передачи крутящего момента используются шестерни постоянного зацепления и зубчатые муфты. Применение синхронизаторов позволяет снизить ударные нагрузки и облегчить работу оператора. Переключение передач выполняется вручную при помощи 2 рычагов и педали сцепления, расположенных в кабине.
Электрооборудование
На МТЗ применяется оборудование с рабочим напряжением 12 и 24 В. Источниками тока служат 2 свинцово-кислотные батареи и генератор с повышенной до 1,15 кВт мощностью. Потребителями тока с напряжением 12 В являются лампы наружного и внутреннего освещения, комбинация приборов и дополнительные устройства, которые могут подключаться к розетке.
Для запуска двигателей Д.260 используется электрический стартер СМД с рабочим напряжением 24 В. Стартер оснащен планетарным редуктором, который позволяет увеличить крутящий момент и снизить рабочий ток. Для обеспечения работы используется устройство, соединяющее штатные батареи в последовательную цепь. На модификации 1221.3 применяются свечи накаливания, которые облегчают запуск дизеля при низких температурах. Свечи рассчитаны на напряжение 24 В и подключены к цепи стартера.
Технические характеристики
Машина минского тракторного завода модели 1221 относится к тяговому классу 2 т и оснащается двигателем с повышенной мощностью. Характеристики МТЗ-1221 позволяют применять его для полного перечня сельскохозяйственных работ — начиная от вспашки почвы и заканчивая сбором и транспортировкой урожая.
Трактор оснащается рабочими тормозами на заднем мосту с механическим приводом с усилителем. Стандартная схема состоит из 2-3 дисков, к которым прижимаются колодки. Механизмы расположены в отдельном картере и имеют сухую схему работы. По отдельному заказу применяются тормозные механизмы с масляной ванной, состоящие из набранных в пакет 8 дисков.
Для удержания трактора на стоянке применяется отдельный тормоз, ограничивающий вращение задних колес. В стандартном варианте он состоит из одного диска, к поверхности которого прижимаются колодки. Привод колодок ручной, от рычага в кабине оператора. При установке главных тормозов «мокрого» типа применяется стояночный тормоз из 4 дисков, расположенных в картере с маслом.
Ходовая часть
Ходовая часть трактора модели 1221 состоит из картера коробки передач, к которому спереди прикреплен дизельный двигатель. Подобная схема обеспечивает высокие параметры жесткости и упрощает ремонт техники. Под двигателем имеется короткая рама из стальных лонжеронов, на которых нанесен серийный номер машины. Рама служит опорой для радиатора и передней части картера двигателя. На раме крепится передний мост, набор противовесов и расположены точки крепления переднего навесного оборудования.
Установленный на передней части рамы противовес обеспечивает равновесие машины при работе с задним навесным оборудованием. Противовес состоит из съемных стальных плит, которые позволяют изменять вес в пределах от 510 до 1025 кг.
Мосты трактора не имеют подвесок и оснащаются шинами и дисками разного диаметра. Спереди стоят диски с диаметром R24, сзади — R38 или R42. Колея переднего и заднего мостов регулируется в зависимости от вида работ. Настройка передней колеи выполняется ступенчато перестановкой обода и диска в пределах 1540-2090 мм. Задние колеса регулируются плавно и имеют диапазон настройки от 1530 до 2150 мм.
Двигатель
Трактор Беларус 1221 комплектуется 6-цилиндровым рядным двигателем МТЗ жидкостного охлаждения с воспламенением от сжатия. На машинах применяются дизели Д260 модификаций 2С, 2S2 или 2S3, которые отличаются мощностью и токсичностью выхлопа. Силовые агрегаты построены на основе одного блока с рабочим объемом 7,12 л. Для обеспечения высоких параметров мощности и стабильной полки крутящего момента дизельные двигатели оснащены турбокомпрессором.
Мотор версии 2С оснащен головкой блока цилиндров, обеспечивающей степень сжатия 16 ед. В зависимости от типа топливного насоса двигатель развивает мощность 130-133 л. с. Второй вариант мотора имеет головку с видоизмененной камерой сгорания, что позволило увеличить степень сжатия до 17 ед., а мощность — до 136 л. с. Двигатель модели 2S3 соответствует стандарту токсичности выхлопа Stage III и развивает 136 сил.
Схема трансмиссии
Все модификации МТЗ-1221 оснащены трансмиссией с постоянным приводом на передний и задний мосты, которая обеспечивает высокую проходимость. По желанию заказчика устанавливается 2 вида коробок передач. Механическая коробка передач первого типа имеет 4 диапазона, что позволяет получить 16 скоростей переднего хода и 8 — заднего.
Максимальная скорость зависит от размера шин:
- 36 км/ч — на шинах 18,4R38;
- 33,8 км/ч — на шинах 16,9R38.
Второй тип трансмиссии обеспечивает 24 скорости для движения вперед и 12 — назад. Коробка является скоростной и позволяет развивать скорости до 38-40 км/ч (в зависимости от размерности покрышек). Используемая на МТЗ-1221 схема переключения передач позволяет сократить число манипуляций рычагами и упрощает работу оператора.
Задний мост располагается в едином картере с коробкой передач и состоит из главной пары, бортовой и конечной передач. В конструкции конечных редукторов использованы планетарные механизмы, которые позволили сократить размеры узла. В заднем мосту использован механизм блокировки дифференциала с гидравлическим приводом.
Гидравлика
Гидравлическая система трактора работает от шестеренного насоса с приводом от дизеля. Насос обеспечивает подачу жидкости в объеме не менее 56 л/мин. Производительность насоса зависит от числа оборотов коленчатого вала, максимум подачи достигается при 2100 об/мин. На отводной магистрали насоса расположен золотниковый распределитель, который подает жидкость к исполнительным узлам.
На задней части трактора установлена навесная система, оборудованная 2 рабочими цилиндрами. Гидравлическая навесная система выполняет раздельное управление агрегатами в 4 режимах — высотном, с приложением усилия, с точным позиционированием и в смешанном варианте.
Кабина
Кабина тракторов может иметь открытую (с брезентовым верхом) и закрытую схему. Силовой каркас обеспечивает защиту оператора при опрокидывании машины.
Закрытый вариант оснащается 2 дверями и системой отопления. Рулевая колонка имеет две регулировки — по длине и углу наклона. Угол наклона изменяется ступенчато, с шагом 5°. Вылет колонки изменяется плавно — в пределах 100 мм. Сиденье оператора подрессорено и регулируется.
Обзор модификаций
Минский завод выпускает ряд модификаций базовой модели:
- 1221.1, с увеличенным радиатором и измененной из-за этого облицовкой;
- 1221.2, оборудованные штатным гидравлическим подъемником;
- 1221.3, с подъемником и улучшенными экологическими параметрами;
- 1221.В2 и В3, оснащены реверсивным рабочим местом оператора, используются для работ, связанных с продолжительным движением задним ходом.
Цена за новый и б у
Базовый вариант машины 1221 стоит у официальных дилеров от 2,2 млн рублей. Оснащение трактора дополнительным оборудованием увеличивает стоимость на 0,2-0,5 млн рублей.
Трактора представлены на рынке машин с пробегом. В зависимости от года выпуска, показаний счетчика моточасов, общего состояния и комплектации машины оцениваются в сумму от 0,6 до 2 млн рублей.
Отзывы
Иван, Белгородская область:
Используется машина российской сборки (Саранск). Двигатель трактора греется в жаркую погоду, поскольку штатный радиатор от МТЗ-80 не обеспечивает теплообмен. Частые поломки элементов вала отбора мощности из-за конструктивных недостатков.
Трактор использовался для вывоза леса. По проходимости отличий от вездеходов Урал не обнаружено. При установке переднего ковша машина применялась для подвоза песка, используемого при строительстве дорог. Машина легко справляется с работой, но расход топлива велик. Заднее навесное оборудование медленно работает в зимнее время из-за густого масла в магистралях и цилиндрах. Из-за постоянной нагрузки наблюдались поломки креплений чулка переднего моста к лонжеронам, а также поломки шестерен редуктора.
На строительной спецтехнике, тракторах может быть установлена коробка передач МТЗ-1221. В частности, 1221 коробка переключения передач может быть на тракторе Белорус (колесная модель). Данную технику выпускает Минский тракторный завод, который создает отличную конкуренцию многим брендам. Данный универсально-пропашной трактор актуален в применении в сельском хозяйстве, лесной отрасли. Он отлично подходит для обработки почв. Техника оборудуется дисковыми тормозами.
Особенности КПП на тракторе (МТЗ 1221)
Присутствует дизельная силовая установка. Мощность трактора МТЗ 1221 может доходить до 130 лошадиных сил. 1221 МТЗ КПП представляет собой механическую коробку, включающая 16 передач переднего хода и 8 заднего. Несмотря на простоту конструкции данной техники, следует отметить надежность ее составляющих узлов и механизмов. Данная КПП отличается ремонтопригодностью. Отдельные возникающие неполадки возможно решить самостоятельно.
1221 КПП включает в себя привод переднего моста (ведущий), блок шестереКПП 1221н, валы, механизм управления, а также подвижные шестерни. Стопорное кольцо выполнено из надежного материала. По схеме КПП колесного трактора видно, что установленный первичный вал опирается на подшипники. На одной оси данной коробки имеется первичный и вторичный валы.
Таким образом, техника МТЗ 1221 отличается своей надежностью. Так как данная система подвергается постоянным силовым нагрузкам, не следует пренебрегать ТО. Своевременное обслуживание коробки передач МТЗ 1221 способствует продлению ее рабочего срока.
Необходимость ремонта коробки передач
Когда требуется ремонт КПП? Спецтехнику следует диагностировать, если стало происходить самопроизвольное выключение передачи. Еще одна проблема, с которой может столкнуться владелец трактора – затрудненный ход рычага.
Ремонт коробки передач МТЗ может заключаться в замене:
- масла;
- кулисы;
- подшипников;
- пазов и иных составляющих расходных запчастей КПП.
Ремонт может заключаться в осуществление подтяжки ослабленных креплений, из-за чего может отмечаться шум со стороны коробки. Также, причиной появления шума является износ подшипников. Параллельно с этим может отмечаться перегрев коробки передач. Чтобы заменить подшипники, сливается масло, осуществляется демонтаж крышки коробки, затем сама КПП, после чего она подлежит разборке.
При износе зубьев шестерен отмечается характерный звук. В исправном состоянии со стороны коробки передач не должны слышаться стуки.
В ряде случаев требуется промывка имеющегося сетчатого масляного фильтра. Осуществлять промывку следует в чистом ДТ. Одной из частых поломок является наличие низкого уровня масла в коробке. Он должен быть на нижней кромке имеющегося контрольного отверстия. Проверяется уровень горючего, когда техника стоит на ровной поверхности. При этом двигатель должен быть прогрет. Доливается жидкость через присутствующую на верхней крышке заливную пробку.