Содержание
Сценарий драматизации чувашской народной сказки
«Почему сосна и ель вечнозеленые»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemu_sosna_i_el_vechnozelenye.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий драматизации чувашской народной сказки
«Почему сосна и ель вечнозеленые»
– Приобщать к чувашской культуре и традициям через знакомство с народной сказкой и музыкой.
– Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям средствами драматизации.
– Формировать умение выразительно, с естественными интонациями участвовать в инсценировках.
– Продолжать развивать творческие способностей детей через театрализацию народных сказок.
– Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя для этой цели игровые импровизации.
– Помочь детям поверить в себя, преодолевать стеснительность, формировать чувство собственного достоинства.
– Вызывать эмоциональный отклик на театрализованное представление.
– Воспитывать любовь, интерес к чувашским народным сказкам.
Действующие лица: Рассказчик, Раненая птичка, Березка, Дуб, Ветла, Ель, Сосна, Можжевельник, Ветер, Мороз.
Материалы и оборудование: Костюмы для Раненой птички, Березки, Дуба, Ветлы, Ели, Сосны, Можжевельника, Ветра, Мороза. Чувашские платья для танца птиц. Музыкальный центр, флешка с чувашской мелодией, с шумом дождя, ветра.
Рассказчик. ( Звучит шум дождя, сильный ветер, шелест листьев). Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны.
Танец птиц (под чувашскую мелодию)
Рассказчик. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру. Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать — не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес.
Раненая птичка. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать» (оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу).
Рассказчик. На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза.
Раненая птичка (с мольбой) Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
Березка (гордо) Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут!
Рассказчик. Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит — стоит развесистый дуб-великан
Раненая птичка . Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.
Дуб. Вот ещё придумала, Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Рассказчик . Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит — на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла.
Раненая птичка . ( Умоляет) Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней.
Ветла. Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу.
Рассказчик (шум ветра и дождя). Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока. Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса. Несчастную птицу заметила зелёная ель.
Зелёная ель. Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь?
Раненая птичка . Куда иду, и сама не знаю.
Зелёная ель. (Удивленно) Как же не знаешь?
Раненая птичка. Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу. Иду, куда глаза глядят.
Зелёная ель. А что же ты со своими подругами не улетела?
Раненая птичка. Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать — никто не пустил, никто не пожалел.
Зелёная ель. Ах, бедняжка! Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку — она самая тёплая. ( Показывает на самую мохнатую ветку)
Рассказчик. Рядом с елью стояла старая сосна.
Сосна. У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров.
Рассказчик. Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра. Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.
Можжевельник . Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.
Рассказчик. Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.
Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер.
(Выходит ветер, летает, срывает листья с деревьев. Сильный шум ветра).
Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза.
Ветер. Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Мороз. С берёз, с вётел — со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.
Рассказчик. Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они и по сию пору остались вечно зелёными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий драматизации в стихах и прозе с использованием песенного материала.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Чтение чувашской народной сказки «Почему сосна и ель вечно зеленые?»».
Конспект образовательной деятельности, в котором дети в игровой форме узнают, что у хвоинки – это тоже листья, найдут различия между сосной и елью, научатся лепить зимний лес.
"Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу – урок!" – так обычно заканчивали чтение сказок наши бабушки и единственным, как правило, выводом было умозаключение о том, что добро побеждает зло. А на .
Конспект занятия по родной природе, главной целью которого является объяснить детям для чего нужно беречь ели и сосны.
Пьеса для детей подготовительной к школе группы.
Цели:создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;развивать способность свободно и раскрепощенно держатся при выступлении, побуждать к импровизации средст.
Юлия Вестернина
Музыкально-театрализованное развлечение: «Почему сосна и ель вечно зелёные?». По мотивам чувашской сказки.
1. Приобщать детей к культуре народов Поволжья через знакомство с чувашской народной сказкой.
2. Продолжать работу над развитием музыкальных и творческих способностей детей средствами театрального искусства, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
3. Вызывать эмоциональный отклик на происходящее, активизировать детей в высказывании своих нений.
4. В доступной форме подвести детей к пониманию взаимосвязи объектов природы между собой.
5. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе; потребность в оказании помощи слабому; чувство сопереживания.
Сосна
На ширме плоскостные куклы (поделки-оригами) выполненные детьми:
Зал оформлен: элементы ячменного поля, вдалеке элементы леса.
Звучит фрагмент «Утро» Э. Грига. На фоне музыки говорит Ведущий.
Ведущий: Это было давным-давно, в незапамятные времена. На ячменном поле около леса жила семья птичек. Они радовались тёплому солнышку, весело кружились в голубом небе, распевали свои звонкие песенки.
Под музыку Птицы исполняют танец-импровизацию: летают, кружатся. Одна маленькая птичка топчется на месте, поднимая только одно крыло.
Эпизод сопровождается следующими действиями на ширме: над ширмой летают бабочки, прыгают лягушки, пробегают ящерки.
Птица-мама: Наша младшая дочка так и не смогла взлететь. Перебитое крыло не слушается.
Птица-папа: А скоро осень. Соседи уже готовятся к отлёту.
Птица-мама: Даже подумать страшно, как мы покинем её здесь. (плачет)
Ведущий: В этот год очень рано наступила осень. Ещё листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Всё живое или улетело, или попряталось.
Эпизод сопровождается следующими действиями на ширме: исчезают бабочки, лягушки, ящерки. Птицы собрались вокруг своей малышки. Маленькая птичка прощается с стаей.
Ведущий: Как не жаль было семье покидать свою малышку, но подвергать всю стаю опасности погибнуть в холодную зиму они не могли.
Птица-папа: Нам пора.
Птичка: Ведь вы весной вернётесь?
Птица-мама: Да, да, вернёмся, моя дорогая… И опять будем жить все вместе.
Птица-папа: Скачи в лес, может деревья пустят тебя перезимовать на своих ветвях.
Птицы: Прощай, прощай. Птичка машет вслед улетающей стае.
Ведущий: Осталась птичка одна в чистом поле на пронизывающем ветру. А на опушке леса красавицы берёзы водят хоровод.
Мы живём на косогоре в синем ласковом просторе.
Белые берёзки – тёмные полоски.
Ай, лю-ли, ай, юл-ли, ай, лю-ли, лю-и, лю-ли!
Дождик поит, умывает, снег от вьюги укрывает,
Белые берёзки – тёмные полоски.
Ай, лю-ли, ай, юл-ли, ай, лю-ли, лю-и, лю-ли!
Идут в центр круга, руки плавно поднимая вверх и из круга, руки плавно опускают.
Постучит весна в окошки – надеваем мы серёжки,
Белые берёзки – тёмные полоски.
Ай, лю-ли, ай, юл-ли, ай, лю-ли, лю-и, лю-ли!
Идут «змейкой» за ведущей.
Солнца луч на ветку сядет, ветер нам косички гладит.
Белые берёзки – тёмные полоски.
Ай, лю-ли, ай, юл-ли, ай, лю-ли, лю-и, лю-ли! Идут по кругу и встают в линию лицом к зрителям.
Птичка, оберегая своё раненое крылышко, подбегает к берёзкам.
Птичка: Берёзы-берёзоньки, густые и кудрявые, пустите к себе перезимовать.
Берёзы: Веток у нас много, листьев ещё больше, за ними надо смотреть, до тебя ли тут. Под музыку хоровода берёзки плавно уходят.
Ведущий: Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан.
Птичка: Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны пожить.
Дуб: Вот ещё придумала. Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Ведущий: Птичка-невеличка поскакала дальше. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла.
Ветла: (говорит, глядя на своё отражение в воде) Мои косы густые и длинные самые красивые на этом берегу.
Птичка: Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней,
Ветла: Я с рекой разговариваю, а со всяким встречным мне и разговаривать-то не к лицу, уходи.
Ведущий: Бедная пташка впала в отчаянье.
Птичка: Что же мне делать?
Ведущий: Усталая и голодная побрела дальше. Несчастную птицу заметила зелёная ель.
Ель: Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь?
Птичка: Иду, куда глаза глядят.
Ель: А что же ты со своими подругами не улетела?
Птичка: Крылышко у меня больное не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.
Ель: Ах, бедняжка! Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.
Ведущий: Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела птичку.
Сосна: У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров.
Ведущий: Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.
Можжевельник: Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.
Птичка: Спасибо, я вам очень благодарна.
Ведущий: Птичка забралась в самую гущу еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра. Так раненая птичка стала коротать холодные дни.
Ведущий: Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер.
Под музыку танцует Ветер. Отовсюду летят листья деревьев.
Ветер: Как у меня здорово получается! Разноцветные листья танцуют вместе со мной. Буду трепать ветви деревьев, пока все листья с них не сорву.
Ветер продолжает свой танец. Появляется царь холода – Мороз.
Ветер: Батюшка-Мороз, хорош ли мой разноцветный танец?
Ветер: Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Мороз: С берёз, с ветёл – со всех, что в листья одеты срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они зиму стоят зелёными.
Ведущий: Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они всю зиму стояли зелёные, согревали и кормили маленькую птичку до самой весны. Но вот теплее стало пригревать солнышко, вновь проснулись бабочки, лягушки, ящерки. Эпизод сопровождается следующими действиями на ширме: под музыку появляются бабочки, лягушки, ящерки.
Из далёких краёв вернулась птичья стая. Прилетают птицы, радуются встрече с маленькой птичкой, обнимают её.
Птица-мама: Здравствуй, милая, как мы рады видеть тебя!
Птица-папа: Расскажи, как ты перезимовала?
Птичка: Благодаря моим новым друзьям, я не замёрзла в сильные холода и не погибла от голода.
Птица-мама: Спасибо, вам благородные деревья, для вас мы будем петь свои лучшие песни!
Под музыку птицы танцуют вокруг деревьев.
Ведущий: С тех пор ель, сосна и можжевельник стоят круглый год стоят зелёными.
М. Юхма. «ЭХО» предания сказания легенды сказки.
Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство 1978
Е. Тиличеева., В. Колосова., В. Викторова. Песня берёзок. «Гусельки» выпуск 50 сборник песен и стихов для детей дошкольного возраста. Москва 1977
Самоанализ работы Вопросы для самоанализа музыкального руководителя ДОУ. 1. Проведите анализ условий для организации музыкально-ритмической деятельности и.
Взаимодействие педагогов и родителей в процессе музыкального воспитания детей. Музыкальное искусство и музыкальная деятельность в дошкольном возрасте – средство и путь всестороннего развития ребенка. Музыка тесно связана.
Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Ещё и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в тёплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Всё живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру.
Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать – не знает. Неужто так и придётся погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. «Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать», – подумала птичка и, оберегая своё раненое крылышко, поскакала к лесу.
На опушке леса стояла кудрявая красавица-берёза. Птичка к ней с просьбой:
– Берёза-берёзонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
– Веток у меня много, листьев ещё больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, – ответила берёза.
Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит – стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:
– Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые тёплые ветки до весны прожить.
– Вот ещё придумала, – ответил дуб. – Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного жёлудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая своё раненое крыло. Приблизилась к речке, видит – на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла.
– Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних тёплых дней, – просит и ветлу бедная птаха.
– Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу,- гордо ответила ветла.
Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто её, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.
Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зелёная ель.
– Ай-яй, бедняга, куда же ты идёшь? – спросила она птаху.
– Куда иду, и сама не знаю, – ответила та.
– Как же не знаешь? – удивилась ель.
– Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, – печально сказала птичка. – Иду, куда глаза глядят.
– А что же ты со своими подругами не улетела?
– Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать – никто не пустил, никто не пожалел.
– Ах, бедняжка! – жалостливо воскликнула сердобольная ель.- Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку – она самая тёплая.
Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.
– У меня ветки не такие густые, не такие тёплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров,- сказала она.
Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла её от холодного ветра.
Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.
– Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.
Так раненая птичка зажила хорошей жизнью.
Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождём сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это, решил он всё же спросить у Мороза:
– Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Царь холода, Моров, сказал:
– С берёз, с вётел – со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они и зиму стоят зелёными.
Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они и по сию пору остались вечно зелёными.