Стебель сфагнума ежегодно вырастает на

Статья Сфагнум является частью Проекта «Ботаника», целью которого является создание качественных и информативных статей на темы, связанные с ботаникой.

Если в википедии нет статьи на интересующую вас тему, вы можете оставить запрос на её создание на этой странице или в песочнице проекта «Ботаника».

Если вы хотите помочь проекту, то можете отредактировать статью, к которой относится это обсуждение, или создать (улучшить) статьи
из списка статей на ботанические темы, ожидающих своего создания и улучшения, а также из песочницы проекта «Ботаника».

Любой участник может добавить себя в список участников проекта «Ботаника».

Проект:Ботаника (Уровень IV, Важность «средняя»)
Полезные ссылки
Портал «Ботаника»
  • Обсуждение проекта «Ботаника».
  • Лента новых статей.
  • Руководство по написанию биологических статей: Биологические статьи
  • Страница-шаблон для статей о растениях.
  • Шаблоны, которые можно использовать при написании статей.
  • Статистика проекта.
Лучшие статьи Проекта Ботаника Общее число статей 16810, из них: Избранные статьи13 Хорошие статьи39 10 805 о растениях
  • Банан
  • Берёза
  • Белозор болотный‎
  • Бук европейский
  • Динофлагелляты
  • Криптофиты
  • Пихта одноцветная
  • Vicia dennesiana
  • Аир обыкновенный
  • Белокопытник
  • Белокрыльник
  • Вакциниум
  • Вероника
  • Гаультерия ша‎ллон
  • Гипекоум
  • Глаукофиты
  • Ель корейская
  • Кортуза Маттиоли
  • Костёр мягкий
  • Мартиниевые
  • Мытник
  • Осока
  • Очанка
  • Ромашка аптечная
  • Свербига восточная
  • Тсуга канадская
  • Ужовниковые
  • Фаллуджия
  • Хвойник двухколосковый
  • Энтандрофрагма
2960 о ботаниках
  • Б. Мак-Клинток
  • П. С. Паллас
  • Н. Н. Миклухо-Маклай
  • А. А. Булавкина-Ончукова
  • Б. Маршалл
  • Н. И. Вавилов
  • М. Кимура
  • Я. Т. Табернемонтанус
  • Н. С. Турчанинов
  • А. А. Уранов
  • В. Я. Цингер
Другие темы
  • C4-фотосинтез
  • Буковый лес
  • Фотосистема II
  • Вегетативная гибридизация
  • Королевские ботанические сады Кью
  • Мангры
  • Тафрина
  • Фотосистема I
  • Цитохром-b6f-комплекс
См. также: Рекомендации по созданию биологических статей, Страница-шаблон для статей о растениях, ВП:Ботаника. Важность статьи: средняя. Уровень: IV. Пояснения к оценкам

Издревле на Руси срубы собирали «на мох». Мох не является прямым родственником лубяным растениям (лен, конопля, джут), которые также используются для утепления деревянных домов, но обладает объединяющим его с лубяными культурами свойством гигроскопичности (способности впитывать и отдавать влагу из окружающего пространства). Благодаря гигроскопичности создается естественная вентиляция пазов, дерево внутри сруба не разрушается. Если сравнительные физико-химические характеристики льна, конопли и джута достаточно изучены, то каких-либо научных исследований состава мха не проводилось, его применение обусловлено положительным многовековым опытом. Обычно в деревянном домостроении используется два вида мха: мох сфагнум и кукушкин лен. Мох сфагнум (Sphagnum) – род сфагновых, или торфяных (белых), мхов. Включает 320 видов; в СССР 42 вида. Преимущественно болотные мхи, произрастающие густыми плотными скоплениями, образующими крупные подушки или сплошные ковры на сфагновых болотах; реже сфагнумы. встречаются во влажных лесах. Прямостоячий (высотой 10-20 см) мягкий стебель с пучковидно расположенными ветвями и однослойные листья С. содержат большое количество мёртвых водоносных (гиалиновых) клеток с порами, легко впитывающих воду, что обусловливает высокую влагоёмкость сфагнума и способствует быстрому развитию верховых болот в местах, где появляются эти мхи. Стебли сфагнума ежегодно в нижней части отмирают (рост стебля продолжают верхушечные ветви), образуя торф. Распространены преимущественно в тундровой и лесной зонах Северного полушария; в Южном полушарии встречаются высоко в горах, реже на равнинах умеренного пояса. Источник – БСЭ Сфагнум – это общее название для различных (прежде всего по окраске) видов мхов: «белый мох», «бурый мох», «красный мох» и др. Общим для всех мхов является то, что обитая на очень влажных почвах, они накапливают в листьях и в поверхностных слоях стеблей много воды. Эти ткани состоят из лишенных плазменного содержимого клеток, и движение воды по ним происходит по закону капиллярности по особым вытянутым в длину клеткам, расположенным друг над другом. У мхов нет корней и именно благодаря водоносным клеткам листья сфагнума обладают гигроскопическим свойством, т. е. способны удерживать воду. Большую роль играют сфагновые мхи в формировании и жизни болот. Из отмерших остатков сфагнума образуются залежи торфа. Мох сфагнум растет верхушкой стебля, а его нижняя часть отмирает ("отторфовывается"). Так в течение многих лет образуются огромные залежи торфа. Процесс торфообразования происходит благодаря застойному переувлажнению, отсутствию кислорода и созданию мхами кислой среды. Эти условия оказываются неблагоприятными для процессов гниения, что препятствует разложению сфагнума. Торф – ценное сырье для получения воска, парафина, аммиака, спирта и т.д. Он используется в медицине, в строительной промышленности, в качестве топлива, удобрений. Мох сфагнум применяется как в народной, так и в научной медицине в качестве антисептического средства и перевязочного материала при гнойных ранах, так как обладает способностью впитывать большое количество влаги, превышая свойства лучших сортов гигроскопической ваты. Бактерицидные свойства сфагнума определяет наличие в нем особого фенолоподобного вещества сфагнол, который угнетает рост и жизнедеятельность таких микроорганизмов, как кишечная палочка, холерный вибрион, золотистый стафилококк, сальмонелла и др. В мировой практике мох сфагнум используют в основном для выращивания комнатных растений. Его используют как компонент субстрата, как мульчирующий слой и как дренаж. Мох не имеет питательных веществ, но он придает земле необходимую рыхлость, благодаря своей гигроскопичности, способствует равномерному увлажнению земляного кома, а благодаря сфагнолу, обладает бактерицидным свойством, используется для лечения и предупреждения загнивания корней. Надя.

Читать также:  Рассада перца в торфяных таблетках

Хорошо, уважаемая Надя, спасибо. Только вся эта информация взята, скажем, отсюда. Вы можете поместить эту информацию в статью, изложив её своими словами и подкрепив ссылками на источники. Прямое копирование из источников, защищённых законодательством об авторских правах, в Википедии запрещено. –Borealis55 19:42, 16 февраля 2009 (UTC)


Название Поздравляем Вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как отве
страница 1/3
Дата конвертации 16.04.2013
Размер 0.57 Mb.
Тип Документы
ЗАДАНИЯ

теоретического тура муниципального этапа ХХVIII Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2012-13 уч. год.

Поздравляем Вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Успеха Вам в работе!

Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 30 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

1. У водорослей не бывает:

г) всех этих органов.

^ 2. Споры у кукушкиного льна развиваются:

а) на нижней стороне листьев;

б) на верхушке мужского растения;

в) на верхушке женского растения;

г) у основания ризоидов.

^ 3. Женские половые органы папоротников называются:

4. Семена сосны высыпаются из женских шишек:

а) в начале лета;

в) в начале зимы;

^ 5. К однодольным растениям относится:

г) все эти растения.

6. Фотосинтез у хвощей:

б) происходит в ризоидах;

в) происходит в стеблях;

г) происходит в листьях.

^ 7. Споры у плаунов созревают:

в) в колосках и на верхушках побегов;

г) на поверхности листьев.

8. При размножении у голосеменных происходит распространение:

^ 9. Мужские гаметы обладают подвижностью у:

г) всех этих групп растений.

10. Семязачатки цветковых растений образуются:

а) на поверхности завязи;

б) внутри завязи;

в) внутри цветоложа;

г) в пыльниках тычинок.

^ 11. Стебель сфагнума ежегодно вырастает:

а ) на несколько мм;

г)более, чем на 15 см.

12. Хвоинки сосны:

а) сменяются ежегодно;

б) живут 2-3 года;

г) живут в течение всей жизни растения.

^ 13. Формула цветка Ч5 Л5 Т∞ П∞ свойственна:

14. С животными грибы объединяет:

а) отсутствие пластид;

б) способ размножения;

в) наличие внутреннего скелета;

г) все эти признаки.

^ 15. Дрожжи по типу питания относятся к:

г) могут быть разные типы питания у разных классов дрожжей.

^ 16. В процессе эволюции мезодерма впервые возникла:

б) круглых червей;

в) кольчатых червей;

г) плоских червей.

17. Эхиноккок – это:

а) ленточный червь;

б) круглый червь;

в) зеленая водоросль;

г) личинка кораллового полипа.

^ 18. Впервые зачаточная форма парных конечностей появляется у:

б) дождевого червя;

19. Глоточные зубы – это признак отряда:

^ 20. Органы выделения рака расположены:

а) в хвостовом отделе;

б) в брюшном отделе;

в) в головном отделе;

г) в грудном отделе.

21. Из бесхвостых земноводных в активном состоянии наименее связаны с водой:

г) ни один из ответов не верен.

^ 22. У змей глаза закрыты:

а) одной парой подвижных непрозрачных век;

б) двумя парами подвижных непрозрачных век;

в) сросшимися прозрачными веками;

г) ни один из ответов не верен.

^ 23. В крыле современных птиц пальцы:

б) имеются рудименты пяти пальцев;

в) рудименты трех пальцев;

г) рудимент одного пальца.

^ 24. Древние гигантские ящеры царствовали:

а) в пермском периоде;

б) в каменноугольном периоде;

в) в меловом периоде;

г) ни один из ответов не верен.

^ 25. Самое крупное современное млекопитающее:

в) африканский слон;

г) индийский носорог.

26. У прудовика выделение продуктов обмена происходит:

а) непосредственно в мантийную полость;

б) через анальное отверстие;

г) верны все ответы.

^ 27. Ногочелюсти рака – это:

а) первая пара грудных конечностей;

б) вторая пара грудных конечностей;

в) третья пара грудных конечностей;

г) верны все ответы.

^ 28. К одомашненным насекомым относятся:

а) тутовый шелкопряд;

г) верны все ответы.

29. Во рту у головастика имеются:

б) роговые челюсти;

в) роговые челюсти и зубы;

г) ни один из ответов не верен.

^ 30. Предками млекопитающих считаются:

г) зверозубые ящеры.

Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

^ 1. Соцветие сложный щиток имеют:

^ 2. Органоидами движения инфузорий являются:

^ 3. Параллельное жилкование листьев у растений:

V. фиалка трехцветная.

^ 4. Тип Плоские черви включает классы:

^ 5. Макронуклеус у инфузорий:

I. участвует в размножении;

II. регулирует процессы движения;

III. регулирует процессы питания и размножения;

^ IV.регулирует процессы выделения;

V. регулирует процессы питания, дыхания.

Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.

  1. К зернобобовым растениям относят сою.
  2. К однолетним растениям относится кукуруза.
  3. Семядоли представляют собой видоизменения побега.
  4. Главным называется самый разветвленный корень.
  5. Корневые клубни имеются у картофеля.
  6. Нервная система у гидры сетевого типа.
  7. Личинка внутри яйца аскариды развивается в желудке человека.
  8. К десятиногим ракам относятся омары.
  9. Стопа у лягушки заканчивается четырьмя пальцами.
  10. Жало ядовитой змеи – это орган осязания и вкуса.
Читать также:  Масло грецкого ореха применение в косметологии

Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

1. (мах. 2,5 балла) Соотнесите принадлежность животных (1 -трипанозома, 2 – обелия, 3 – сувойка, 4 – беззубка, 5 – планария) применительно к типам: А – Плоские черви, Б – Инфузории, В – Кишечнополостные, Г – Саркомастигофоры, Д – Моллюски.

2. (мах. 2,5 балла) Соотнесите принадлежность соцветий (1 – кисть, 2 – початок, 3 – сложный зонтик, 4 – корзинка, 5 – сложный колос) применительно к растениям: А – ячмень, Б – белокрыльник, В – капуста, Г – одуванчик, Д – морковь.

на задания Всероссийской олимпиады школьников

по биологии. 2012-2013 уч. год. 7-8 класс

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Word.doc

Цели: объяснить учащимся особенности организации моховидных, показать, что моховидные – тупиковая ветвь эволюции.

Задачи:

познакомить учащихся с характерными признаками высших растений, с многообразием, усложнением и особенностями строения мхов, практическим значением мха сфагнума;

сформировать знания о среде обитания и распространении мхов.

Вид урока: виртуальное путешествие по лесам и болотам с использованием презентации и видеофильма.

Подготовка к уроку, оборудование:

На стендах – таблицы «Зелёный мох кукушкин лён», «Болотный мох сфагнум»;

На лабораторном столе – гербарный материал с образцами мхов, стакан с водой, микроскоп, лабораторное оборудование, коллекция «Торф и продукты его переработки».

На столах для каждого учащегося: оборудование для лабораторной работы № 1; инструктивные карточки к лабораторной работе; таблица «Сравнить кукушкин лен и сфагнум» для заполнения.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

условия жизни мхов;

о том, что мхи – высшие растения;

признаки, свойственные высшим растениям;

особенности строения зеленого мха кукушкина льна;

размножение кукушкина льна;

особенности строения белого мха сфагнума;

значение мхов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

различать зеленые и белые мхи;

называть черты отличия между высшими и низшими растениями.

Ход урока

I. Организационный момент. (Слайд 1)

Подготовка учеников к уроку, объявление целей и задач занятия (Слайды 2-3).

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас с Вами урок посвящен удивительным растениям – мхам. Это особая группа уникальных растений, мало похожая на другие. В чем же уникальность этих растений? Вы хотите знать? (Да!)

Для того чтобы ответить на этот вопрос нам с вами нужно совершить виртуальное путешествие (поход) в лес и на болота. Не боитесь? (Нет!)

Но ведь говорят, что там живут Кикимора болотная, Старик-лесовик, Баба-Яга, Леший. Трясина и бездонные топи, которые могут засосать без следа пешего и конного. Люди старались подальше селиться от болот «от гнилых» мест, где они простужались и болели.

Что бы развеять все предрассудки, мы с вами попытаемся разобраться в особенностях организации этих уникальных растений болот – моховидных.

В конце урока вы должны ответить на вопрос: «Что интересного, полезного для себя узнали на уроке?»

Царство растений разнообразно и каждое растение занимает свою нишу в природе (Слайд 4) .

III. Сообщения о местах обитания мхов

Меж клюквы и морошки,

Жилец лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу седоватый

Коль нужно будет ваты

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Это стихотворение посвящено одному из видов мхов – мху сфагнуму.

Хотя мхи и могут показаться нежными и слабыми, в действительности они весьма выносливы. Различные виды мхов встречаются на берегах Северного Ледовитого океана, в тропиках и в Антарктиде. Но большинство мхов предпочитает влажные тенистые места и умеренный климат. В лесах они часто образуют толстые мягкие подушки, полностью покрывающие лесную почву и гниющие стволы деревьев.

Одни виды мхов растут только на кислых почвах, другие — только на щелочных. А третьи обитают лишь по соседству с месторождениями меди и могут указывать залежи медных руд.

Еще один вид — светящийся мох — растет только в пещерах, в углублениях под корнями деревьев и в других таких же, плохо освещенных местах. У него имеются особые клетки, напоминающие крохотные линзы. Слабый свет, который они могут уловить, фокусируется на хлоропластах, осуществляющих фотосинтез. В полумраке этот мох как бы светится золотисто-зеленым светом, но это не его собственный, а лишь отраженный свет.

Действительно ли мхи растут только на северной стороне деревьев?
Герои народных легенд, заблудившись в лесу, находят путь к спасению, используя мох в качестве природного компаса, указывающего на север. В самом деле, мох обычно лучше растет на северной стороне древесных стволов, поскольку она, как правило, более тенистая и влажная. Однако рост его зависит и от других факторов, например от присутствия по соседству других деревьев, так что, вообще говоря, мох можно обнаружить с любой стороны дерева. Поэтому, хотя растущий на деревьях мох часто действительно указывает верное направление, его отнюдь нельзя считать вполне надежным компасом

Сфагнум может расти под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почва заболачивается. На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром и постепенно заболачивает лес.

Читать также:  Чем заделать щели в доме из бруса

Стебли сфагнума ежегодно нарастают вверх приблизительно на 2-3 см. В то же время нижние участки стебля постепенно отмирают. Отмершие части медленно разлагаются при малом доступе кислорода и превращаются в сфагновый торф. Сфагнум может разрастаться и на поверхности воды. На зарастающих глубоких водоёмах при участии сфагнума появляются сплавины, или зыбуны.

Сфагновые болота называются верховыми, т.к. получают воду лишь из атмосферы (дождь, снег); торфяной слой в таких болотах может достигать 6-8 м.

(Слайд 5). В основном болота сосредоточены в лесной зоне северного полушария, а также во влажных экваториальных районах Африки и Южной Америки. Общая площадь болот в мире – 351 млн га. На территории нашей страны сосредоточено около 3/4 мировых болот. Основной фон растительности верховых болот составляют сфагновые мхи.

Васюганские болота — одни из самых больших болот в мире, расположены в Западной Сибири , в междуречье Оби и Иртыша , на территории Васюганской равнины , находящейся большей частью в пределах Томской области .

(Слайд 6) В мире насчитывается 25 тысяч видов мохообразных, из них около 17 тысяч видов листостебельных (зеленых и сфагновых) мхов. По количеству видов среди высших растений мхи занимают второе место после цветковых (покрытосеменных). Моховидные произошли 360 млн лет назад от первых наземных растений – псилофитов, потомков прибрежных водорослей.

(Слайд 7) Это многолетние растения, обычно низкорослые, их размеры от 1 мм до нескольких см; они имеют стебель, листья, корней нет. Обитают во влажных местах.

IV. Характеристика основных групп моховидных растений

В конце XVIII века немецкий ботаник И. Гедвич заложил основы науки о мхах – бриологии.

Предлагаю записать это понятие в тетрадь, а в учебнике найти и назвать представителей моховидных растений.

Различают печеночные и листостебельные мхи.

Печеночные мхи (Слайд 8).

К печеночным мхам относится мох моршанция. Тело представляет собой пластинку (таллом) или упрощенный побег с листьями. Название получили из-за формы напоминающей человеческую печень. Пластинка этого мха прикрепляется к почве ризоидами.

Часто в аквариуме разводят мох риччию. Тело состоит из вильчато разветвленного слоевища.

У каких изученных растениях тело имеет таллом или слоевище? (У водорослей).

На что это указывает? (На родственную связь между водорослями и мхами).

Листостебельные мхи.

Мох кукушкин лен имеет стебель и узкие, спирально расположенные листья; вместо корней нитевидные выросты в нижней части стебля – ризоиды. Способ питания у него такой же, как и у водорослей, так как мох содержит хлорофилл и имеет зеленую окраску. В теле слабо выражены проводящие, механические, запасающие и покровные ткани.

На каждом столе находятся гербарии мха сфагнума.

Стебель тонкий, главный побег прямостоячий, ветвистый. Боковые побеги расположены пучками, на верхушке главного стебля побеги скручены в головку. Все ветви густо покрыты мелкими листьями. Нет ризоидов, нижний конец стебля, погруженный в воду, постепенно отмирает.

(Слайд 11) Строение стебля и листьев сфагнума по сравнению с цветковыми растениями значительно проще. Кора стебля сфагнума состоит из крупных водоносных клеток. Много таких клеток находится и в листьях. В связи с этим сфагнум впитывает и удерживает большое количество воды.

V. Размножение мхов. Чередование поколений у мхов

(Слайд 12) У моховидных имеется характерная особенность организации: половое поколение – гаметофит, на котором образуются половые клетки (гаметы), и бесполое – спорофит, на котором образуются споры.

Гаметофиты кукушкина льна раздельнополые. На верхушке мужских и женских растений развиваются органы полового размножения (антеридии и архегонии). После оплодотворения на женских растениях из зиготы образуется спорофит- коробочка, сидящая на длинной ножке. Коробочка имеет крышечку, которая к моменту созревания спор отпадает. Споры высыпаются наружу и рассеиваются ветром. В благоприятных условиях через несколько дней или недель они прорастают в гаметофит.

Зеленым мхам свойственно и вегетативное размножение – частями тела и специальными почками.

VI. Роль мхов в природе и практическое значение в жизни человека

Значение сфагновых мхов в природе

Слайд 13 Отмирая, листостебельные мхи, образуют торф, который широко используется человеком. В торфе находят останки древних людей, предметы их домашнего обихода, старинные лодки, останки животных. Таким образом, наши болота являются как бы летописной книгой, на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних эпох. На болотах ведётся добыча торфа, который широко используется как топливо.

Применение мох нашёл и во время Великой Отечественной войны. Мох сфагнум использовался при дефиците перевязочного материала, в партизанских отрядах, в населённых пунктах, находящихся на оккупированной территории. Сфагнум как хороший теплоизоляционный материал широко применяли в партизанских отрядах для утепления землянок, под пластами сфагнума хранили запасы овощей, картофеля .

В наше время, когда человек наконец понял необходимость поддержания разнообразия окружающей нас природы, то, что нужно сохранять и изучать не только экзотические виды, но и обычные, мхи также попали в число охраняемых объектов.

Экологическая роль мхов часто заключается в закреплении почвы, препятствии её эрозии. Мхи занимают уникальную экологическую нишу, недоступную другим растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможно разложение отмершей органики и, следовательно, невозможен круговорот веществ. Влагоёмкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки», задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву как сквозь сито. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы. Слайд 14

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector