Содержание
Контрольные и проверочные работы за I четверть
Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения на конец I четверти не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.
Проверка навыка чтения вслух
2 класс
Был у человека верный друг – Пёс. Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть. Раз в ясный летний день он не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого. Хозяин удивился. Спросил:
– Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс вильнул хвостом. Он нежно заскулил. Ему хотелось сказать:
– Прости меня, что я не узнал тебя.
Через несколько дней человек принёс маленького щенка и сказал Щенку:
– Живи здесь.
Старый Пёс спросил у человека:
– Зачем тебе ещё один пёс?
– Чтобы тебе одному не было скучно, – сказал человек и ласково потрепал старого Пса по спине.
Вопросы и задания
1. Почему верный друг – Пёс залаял на хозяина, как на чужого?
2. Как к этому отнёсся человек?
3. Что тебе понравилось в этом произведении?
3 класс
Наш знакомый охотник шёл берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Мать догнала его, надавала шлепков, а потом – в воду, как первого.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошёл домой.
Вопросы и задания
1. Почему охотник влез на дерево?
2. Какую картинку из жизни животных удалось увидеть охотнику в лесу?
3. Почему медвежата остались очень довольны купанием?
4 класс
Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная: ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха!
И вдруг слышит Крапива:
– Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит – сорвёт. – Это белые ромашки прошептали.
– Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник.
– Хуже всего быть вкусной! – покачала головкой Земляника. – Всяк съесть норовит.
– Вот так-так! – удивилась Крапива. – Выходит, что самая счастливая тут я? Меня ведь никто не трогает: не нюхает, не срывает.
– Мы завидуем твоей спокойной жизни! – хором пропели цветы и ягоды.
– Как я рада, как я счастлива! – крикнула обрадованная Крапива. – Как мне хорошо, – добавила она задумчиво. – Расту – не обращают внимания, цвету – не нюхают, засохну – и не вспомнят.
И вдруг Крапива всхлипнула:
– Будто меня и не было совсем, будто я и не жила! Пропади пропадом такое крапивное счастье!
Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.
Вопросы и задания
1. Отчего смутилась Крапива?
2. Почему цветы и ягоды сначала завидовали её спокойной жизни?
3. Объясни причину грусти Крапивы.
Проверка уровня начитанности
4 класс
1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества.
2. Назови героя и жанр произведения:
Из того ли-то из города из Мурома,
Из того села да Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец.
Он стоял заутреню во Муроме,
Ай к обеденке поспеть хотел он
В стольный Киев-град.
3. Укажи шуточный жанр народного творчества – фразу, построенную на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.
4. Приведи 1–2 примера произведения этого жанра.
5. Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений?
6. Кто из писателей дал следующее определение сказки: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок»?
7. Вспомни 1–2 имени мудрых девиц-красавиц из русских народных сказок.
8. Запиши названия 1–2 сказок о крошечных человечках, малюсеньких мальчиках и девочках.
9. Напиши название басни, к которой можно отнести слова: «Делу – время, а потехе – час».
10. Произведения каких поэтов (2–3) ты бы включил в раздел «Поэтическая тетрадь»?
11. С какими жанрами произведений Л.Н. Толстого ты знаком?
12. Запиши название твоей самой любимой книги. Чем она тебе понравилась?
Проверка читательских умений работать с текстом художественного произведения
2 класс
Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.
Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».
Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит:
– Переломите веник.
Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
Сыновья все прутья переломали.
Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.
Вопросы и задания
Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни.
А) Старик, трое сыновей;
Б) старик, один сын;
В) старик, двое сыновей.
2. Как жили братья между собой?
А) Часто ссорились;
Б) жили дружно;
В) во всём поддерживали друг друга.
3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей.
А) Всем будет худо;
Б) все разделятся;
В) все разойдутся.
4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?
5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?
А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
Б) переломить веник;
В) подмести пол в избе.
6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?
А) С кем поведёшься, от того и наберёшься;
Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось;
Г) Добрый пример лучше ста слов.
7. Какой наказ дал старик сыновьям?
8. Как называют обобщённую главную мысль в этом жанре?
9. Какое важное человеческое качество обсуждается в произведении?
10. Понравилось ли тебе произведение и чем?
Правильные ответы к заданиям
Мораль
Умение дружно жить
3 класс
КАК БАРСУК И КУНИЦА СУДИЛИСЬ
Однажды барсук и куница бежали по лесной тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к своей находке.
– Я нашёл кусок мяса! – кричит барсук.
– Нет, это я нашла кусок мяса! – кричит на весь лес куница.
Барсук своё:
– Это я нашёл! Нечего зря спорить!
Куница своё:
– Я первая увидела!
Так они спорили-спорили, чуть не разодрались.
Тогда барсук сказал:
– Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит.
А судьёй в этом лесу была лиса.
Выслушала лиса барсука и куницу и говорит:
– Дайте-ка мне сюда вашу находку.
Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала:
– Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую – куница.
С этими словами лиса разорвала кусок на две части.
– Это несправедливо, – заскулил барсук. – У куницы кусок больше.
– Мы сейчас эту беду исправим, – сказала хитрая лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса.
– Теперь у барсука кусок больше, – закричала куница. – Это несправедливо!
– Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы всё было по справедливости.
Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса, только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но лиса не растерялась и откусила от куска куницы.
И так она выравнивала кусок до тех пор, пока от находки ничего не осталось.
Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.
Вопросы и задания
Прочитай текст «Как барсук и куница судились». Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Где, в каком месте происходит события, описанные в тексте?
2. Определи персонажей произведения.
А) Барсук, куница, лиса;
Б) барсук, соболь, лиса;
В) норка, куница, лиса.
3. Из-за чего у животных возник спор?
А) Не знали, как поделить находку;
Б) боялись обделить друг друга;
В) выясняли, кто нашёл кусок мяса.
4. Определи, какое значение автор вкладывает в выражение чуть не разодрались?
А) Чуть не разорвали на части;
Б) чуть не подрались сильно;
В) чуть не сделали дырку.
5. Кто вершил суд в этом лесу?
6. Какое определение даётся лисе в этом тексте?
7. Какой человеческий порок осуждает народ в этом произведении?
8. Подумай: что вынесено в заглавие?
9. Есть ли в этом произведении герой, поведение которого вызывает одобрение?
10. Выпиши главную мысль этого произведения.
11. Запиши название другого произведения, в котором тоже осуждается жадность.
12. Понравилось ли тебе это произведение и чем?
Правильные ответы к заданиям
Последнее предложение текста
«Лиса и журавль», «Два жадных медвежонка»
Ф.И. учащихся
Выполнили всю работу без ошибок
Допустили ошибки в заданиях
4 класс
ЛУК – ОТ СЕМИ НЕДУГ
Что твоя мама сегодня готовит на обед? Щи из свежей капусты?
В щи, как и в большинство супов, раньше всего кладут лук. Посмотрим, какой лук выбрала мама. Лук-то ведь разный бывает.
Лук-слизун похож на пучок густой травы.
У лука-батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их называют перьями) с весны до осени зелены и свежи.
Есть многоярусный лук. Он никогда не цветет. Вместо цветков на стебле висят луковки-малютки, по нескольку штук в связке, одна связка над другой. Они поспевают в воздухе, так и не коснувшись земли.
Есть лук, который три раза меняет свое имя. Его семена называют «лук-чернушка». Из черного, как уголёк, семечка, вырастает маленькая луковка. Как её теперь называют? Лук-севок. Весной её посадят на грядку, она растолстеет, станет похожа на репку. Какое у неё теперь имя? Лук-репка.
В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были сёла огуречные. Семьдесят пять сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы. От матери – дочке, от бабушки – внучке передавался секрет.
Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но что с ней? Она улыбается, а на глазах у неё слезы. Почему?
Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки, зачатки будущих ростков.
Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток. Разрезав ножом луковицу, мама нарушила их покой.
Зверь будет когтями и зубами драться за своих детёнышей. А как может сохранить своих деток лук? У него ведь ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особое, удивительное оружие.
Из разрезанной луковицы вылетают стрелы. Мама не могла их разглядеть – они невидимы. Но она их почувствовала – у нее защипало глаза.
Мама отделалась слезами, глаза у неё остались целы. А вот если на пути летящих луковых стрел окажутся разносчики болезней, вредные микробы, им не сдобровать.
Если человек две-три минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты.
Ещё в глубокой древности люди догадывались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен.
Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека.
Недаром русский народ сложил поговорку:
«Лук – от семи недуг».
Вопросы и задания
Прочитай текст «Лук – от семи недуг» Н. Надеждиной. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Какой лук похож на пучок густой травы?
2. У какого лука перья с весны до осени зелены и свежи?
3. Какой лук никогда не цветёт?
4. Какой лук три раза меняет своё имя?
5. Сколько сортов репчатого лука нам оставили в наследство русские огородницы?
6. Между какими чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки?
7. Каким удивительным оружием вооружён репчатый лук?
8. Какими целебными свойствами обладают луковые стрелы?
А) Вызывают слёзы;
Б) имеют приятный запах;
В) убивают вредных микробов.
9. Объясни с помощью других слов значение слова недуг:
А) Сильное недомогание, болезнь;
Б) враг;
В) человек, не умеющий дружить.
10. Какой научный термин, обозначающий разносчиков болезней, встретился тебе в тексте?
11. Восстанови с помощью цифр верную последовательность пунктов плана текста.
А) Удивительное оружие.
Б) Хитро спрятанная спаленка.
В) Такой разный лук.
Г) Лук с тремя именами.
12. О чём этот текст?
13. Выпиши из текста предложение, помогающее понять, какую главную мысль автор решил нам сообщить.
14. Если тебе нужно получить дополнительные научные сведения о луке, к какой книге (книгам) ты обратишься?
15. Придумай и запиши вопросы (3–4), ответы на которые есть в тексте.
Выбранный для просмотра документ Лук от семи недуг.doc
На уроке школьники узнают о многозначности слова лук, будут разгадывать загадки, Прочитав статью Н. Надеждиной "Лук от семи недуг", узнают о видах лука, о его лечебных свойствах, подготовятся к краткому пересказу. В конце урока составят синквейн на тему «Лук».
МБОУ Трубчевская СОШ №1
Образовательная система: Гармония
Ф.И.О. учителя: Бородёнкова Антонина Сергеевна
Учебный предмет : литературное чтение
Тема: Лук от семи недуг.
Цель: расширить и уточнить знания детей о луке
Продолжить знакомство с произведениями познавательной литературы, на основе анализа произведения автора-биолога
Формировать умение анализировать произведение с целью выявления новой информации.
Формировать умение находить в тексте главное и делить на смысловые части, озаглавливать и пересказывать их
Создавать условия для формирования и развития УУД.
Воспитывать уважение к людям труда, основы здорового образа жизни.
Планируемые результаты обучения:
Умение составлять план текста.
Умение находить в тексте главное и делить на смысловые части.
Умение анализировать произведение с целью выявления новой информации.
Умения осуществлять ознакомительный, поисковый, изучающий способ чтения.
Умение определять тему смысловой части текста.
Умение пересказывать произведение кратко.
1.Умение сотрудничать в классе.
2.Умение вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого.
3.Умение соблюдать правила общения.
1. Умение видеть многообразие в обычных вещах
2. Умение ориентироваться в тексте произведения.
3. Умение делать выводы по результатам работы на уроке.
1. Умение формулировать учебную задачу.
2. Умение планировать деятельность на уроке совместно с учителем.
3. Умение оценивать свою работу на уроке.
1. Умение слышать и слушать другого.
2. Умение высказывать своё отношение к прочитанному.
Оборудование: презентация "лук от семи недуг"
Информационные ресурсы: Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 4 кл. общеобразоват. Учреждений. В 4ч. Ч. 3 / О. В. Кубасова. – 6-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация ХХ I век, 2007. – 176 с.: ил.
1.Организационное начало урока. (1 мин.)
1.1. Проверка готовности к уроку.
1.2. Эмоциональный настрой.
2. Актуализация опорных знаний (10 мин.)
2.1. Речевая разминка
2.2.Работа над понятием лук.
3.Целеполагание (3 мин.)
3.1. Постановка цели и задач урока.
4. Введение в новые знания (27 мин.)
4.1.Беседа об авторе.
4.2. Подготовка к первичному восприятию.
4.3. Первичное восприятие текста учащимися.
4.4. Проверка первичного восприятия.
4.6. Работа над составлением плана
4.7. Краткий пересказ текста.
4.8. Обобщающая беседа.
5. Подведение итогов. Рефлексия. (2-3 мин.)
6. Домашнее задание (1 мин.)
1.Организация начала урока
1.1.Проверка готовности к уроку.
Форма организации УД: фронтальная форма работы
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
– Ребята, давайте проверим готовность к уроку. У вас на столах должны лежать: учебник литературного чтения, дневник, пенал.
– Ну, ребята, чур, молчок,
– Сегодня наш урок пройдет под девизом «Все ребята любят разгадывать загадки…» (СЛАЙД)
– Как вы думаете, что мы будем делать?
– Вернемся к этому вопросу чуть позже
2. Актуализация опорных знаний
2.1 Речевая разминка.
2.2.Работа над понятием лук.
Форма организации УД – фронтальная
– Ребята, посмотрите на слайд
– Давайте проведем речевую разминку.
– Посмотрите на слайд.
В Луку Клим луком кинул
– Что вы там видите?
– Давайте медленно ее прочитаем скороговорку.
– А теперь быстрее проговаривая каждый звук.
-Какие ассоциации у вас вызывает слово ЛУК?
– А лук – это какое слово? (многозначное слово)
– Ребята, назовите мне одно из значений слова «Лук».
– А почему лук, который растет у нас на огороде так называется? (Мы зовём его луком потому, что петелька ростка, вылезая из земли, изгибается, как тетива лука.)
3.1.Постановка цели и задач урока.
Форма организации УД – фронтальная
– Ребята, так о чем мы будем разгадывать сегодня загадки?
– Какова тема сегодняшнего урока?
– Какие загадки может загадать лук?
– Какие задачи вы для себя поставите?
1. Прочитать статью Н. Надеждиной "Лук от семи недуг"
2. Узнать о видах лука
3. Узнать о лечебных свойствах лука.
4. Подготовиться к краткому пересказу.
4 .Введение в новые знания.
4.1.Беседа об авторе.
4.2. Подготовка к первичному восприятию
4.3. Первичное восприятие текста учащимися.
4.4.Проверка первичного восприятия
4.6. Работа над составлением плана.
4.7. Краткий пересказ текста.
4.8. Обобщающая беседа.
Форма организации УД – фронтальная, парная.
Методы – беседа, работа с учебником; метод поощрения и порицания
Цель: решение УЗ и обсуждение её решения.
Мама чистит, режет лук,
Слёзы льет ручьями.
Неужели горький лук
Стало жалко маме?
– Почему плачет мама?
– Сегодня мы прочитаем статью Н.Надеждиной. СЛАЙД
– Ребята, что вы знаете о Н.А Надеждиной?
– Н.А. Надеждина по образованию биолог, и в своих рассказах и статьях объясняет детям, как живёт наша природа, что в ней полезно, что вредно, как нужно оберегать полезных птиц, зверей, насекомых, как выращивать овощи и ягоды, как наблюдать за изменениями в природе. Она умеет рассказывать не только понятно и доступно, но и занимательно, сравнивая и сопоставляя жизнь в природе с жизнью человека. Герои Н. Надеждиной видят и слышат большую и добрую землю, её цвета, краски, запахи, звуки, шумы ливня и чуть внятное дыхание дерева, и белый сон зимнего леса. О большом мире маленького человека писательница рассказывает свободно и образно. Наиболее известные книги Н. Надеждиной: «Чудеса на грядке» «Я вижу море» «Каждой былинке брат» «Полное лукошко» СЛАЙД
– Ребята, откройте свои учебники на стр.66.
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь в статье с таким заголовком?
– Что понимается под словом недуг? (То же, что и болезнь) СЛАЙД
-Перед тем как я прочитаю вам статью, вы постараетесь предугадать информацию о луке. У вас на партах лежат листочки с утверждениями. Поработайте в парах, и если вы согласны с этим утверждением, то поставьте «+», если не согласны, то «-». На эту работу даю вам 1 минуту.
… бывает многоярусный лук?
… лук сражается за своих деток?
… есть 75 сортов лука?
… лук – это лекарство?
– Давайте проверим, что у вас получилось.
– Поднимите руку те, кто считает, что лук бывает многоярусный.
– Поднимите руку те, кто считает, лук сражается за своих деток.
– Поднимите руку те, кто считает, что 75 сортов лука.
– Поднимите руку те, кто считает, что лук – это лекарство.
– А сейчас прочтем текст и выясним, правы мы были или нет. Ребята, вам необходимо следить в по тексту и слушать внимательно.
– Что нового вы узнали?
Сделали мы грядки в нашем огороде,
Все на них в порядке, лук зеленый всходит.
Все на них в порядке, лук растет прекрасно.
Мы пололи грядки вовсе не напрасно.
Славно мы трудились – вволю поливали,
Лук высокий вырос – лучше не видали!
– Ребята одной из задачей урока это подготовиться к пересказу. Что надо сделать прежде чем пересказать текст (составить план).
– Сейчас мы будем читать текст по частям и озаглавливать их.
– Будьте внимательны старайтесь запомнить главное.
– Начнет читать…(1-я часть до слов в старину).(4ч)
– О чём вы узнали в этой части?
– Какие же виды лука есть? (слайд с видами лука)
– Как озаглавим эту часть?(Виды лука)
– Откройте свои рабочие тетради на печатной основе на с. 70.
– Запишите в первом задании название пункта.
– Читать будет…(до слов репчатый лук)
– О чём вы узнали?
– Как озаглавим? (Выведение сортов лука)
– Запишите в тетрадь.
– Читать будет…(до слов зверь будет)
– О чём вы узнали?
– Из чего же состоит луковица?
– Как озаглавим? (Строение луковицы)
– Запишите в тетрадь.
– Читать будет…(до слов мама отделалась)
– О чём вы узнали?
– Что это за луковые стрелы?
– Как озаглавим? (Луковые стрелы)
– Запишите в тетрадях.
– Как вы думаете есть ли польза в луковых стрелах?
-Читаем дальше и узнаем.
– Читать будет (до конца)
– О чём вы узнали?
– Так в чём польза луковых стрел?
– Как озаглавим? (Лук- целитель)
– Запишите в тетрадь.
– Как вы понимаете поговорку, данную в конце текста?
(лук лечит болезни)
– Посмотрите еще раз на записанный план. Теперь вы должны по нему кратко пересказать эту статью.
-Для этого вспомните, на какие вопросы вы отвечали. И подготовьтесь пересказать. Даю вам 1 минуту. Пересказывать будем по цепочке.
– Начнет пересказ 1-й части…(2,3. )
– Возьмите ваши листочки, на которых вы работали в начале урока.
Диагностическая работа по литературному чтению
(работа с текстом)
проверить умение читать текст «про себя», делить его на смысловые части, составлять план, определять жанры предложенных текстов, выражать собственное отношение и отношение автора к персонажам и событиям в тексте.
Данная работа ориентирована на государственный образовательный стандарт. Работа не выходит за рамки традиционных требований, предъявляемых к учащимся начальной школы. В основу тестовых заданий, кроме требований стандарта, положены представления о желательном уровне подготовки учащихся, обеспечивающим им возможность успешного обучения в дальнейшем. Эти задания позволяют оценить уровень подготовки школьников.
Предварительно по данному тексту делается замер чтения «про себя».
На тест и замер чтения «про себя» отводится один урок. Тест состоит из 16 заданий. В основном, задания теста имеют форму вопроса с вариантами ответа.
Прочитай внимательно текст и выполните задания прямо на этих страничках.
Лук – от семи недуг
Что твоя мама сегодня готовит на обед? Щи из свежей капусты?
В щи, как и в большинство супов, раньше всего кладут лук. Посмотрим, какой лук выбрала мама. Лук-то ведь разный бывает.
Лук-слизун похож на пучок густой травы.
У лука-батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их называют перьями) с весны до осени зелены и свежи.
Есть многоярусный лук. Он никогда не цветёт. Вместо цветков на стебле висят луковки-малютки, по нескольку штук в связке, одна связка над другой. Они поспевают в воздухе, так и не коснувшись земли.
Есть лук, который три раза меняет своё имя. Его семена называют «лук-чернушка». Из чёрного, как уголёк, семечка, вырастает маленькая луковка. Как её теперь называют? Лук-севок. Весной её посадят на грядку, она растолстеет, станет похожа на репку. Какое у неё теперь имя? Лук-репка.
В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были сёла огуречные. Семьдесят пять сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы. От матери – дочке, от бабушки – внучке передавался секрет.
Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но что с ней? Она улыбается, а на глазах у неё слезы. Почему?
Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки, зачатки будущих ростков.
Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток. Разрезав ножом луковицу, мама нарушила их покой.
Зверь будет когтями и зубами драться за своих детёнышей. А как может сохранить своих деток лук? У него ведь ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особое, удивительное оружие.
Из разрезанной луковицы вылетают стрелы. Мама не могла их разглядеть – они невидимы. Но она их почувствовала – у нее защипало глаза.
Мама отделалась слезами, глаза у неё остались целы. А вот если на пути летящих луковых стрел окажутся разносчики болезней, вредные микробы, им несдобровать.
Если человек две-три минуты пожуёт лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты.
Ещё в глубокой древности люди догадывались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен.
Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека.
Недаром русский народ сложил поговорку: «Лук – от семи недуг».
Напиши, какой лук похож на пучок сухой травы.
Напиши, у какого лука перья с весны до осени зелены и свежи.