Условные обозначения растений в ландшафтном дизайне

Эскизный план – предпоследний этап проектирования – аккумулирует всю информацию предыдущих планов: геоподосновы и анализа ландшафта, функционального плана и перечня предложений и пожеланий. В основе эскизного плана лежат принципы создания проекта сада – функционального и доставляющего эстетическое наслаждение.

Как подготовиться к выполнению эскиза

Помните, что точный план – это не только отражение ваших замыслов, он пригодится и для составления дальнейшей сметы, и для подсчета количества строительного и посадочного материала. Важно начертить план так, чтобы его можно было сфотографировать или скопировать. Его оригинал вряд ли доживет до завершения садового строительства, особенно если им регулярно пользоваться на улице.

Подготовка плана сада потребует определенного времени, в зависимости от его сложности, размеров и предполагаемых в нем объектов. Поэтому вам понадобится рабочее место – либо чертежная доска, либо просто лист фанеры.

Обозначения

План сада будет выразительнее, если обозначить его элементы. Конечно, вы выработаете свою графическую систему обозначений, но на начальном этапе вам помогут примеры, представленные ниже. Для наибольшей выразительности оживите графику, например, цветом.

Стандартные обозначения деревьев на плане

Рис. 27. Реалистичные обозначения деревьев

Добавляем детали

Для достижения наибольшей точности обозначьте на плане уже существующие кустарники или деревья в масштабе, указав границы их кроны, что очень пригодится, если вы захотите посадить под ними другие растения. Обозначения планируемых деревьев дают тоже в масштабе с учетом границ кроны и максимальных размеров в зрелом возрасте, скажем, через 5 или 10 лет.

Не забудьте про кустарники и травянистые растения. Новые посадки обозначайте простыми символами, чтобы только показать их местоположение и границы. Позднее, когда вы решите, что, сколько и где сажать, уже зная, каких размеров растения достигнут во взрослом состоянии и какое им потребуется пространство, вы сможете дорисовать именные обозначения, подробно указав каждую группу растений или отдельные деревья.

Делайте то же самое и при обозначении строительных деталей: покажите особенности вертикальных конструкций и материал покрытия в масштабе, чтобы точно представить их предполагаемые размеры.

Изобретая собственные символы, представьте объект с высоты птичьего полета и постарайтесь его упростить.

Обозначения различных покрытий (на плане)

Рис. 28

Примеры обозначений на плане

Рис. 29

На рис. 31 представлен примерный эскизный план, показывающий, как можно создать гармоничный проект, следуя предложенным здесь рекомендациям.

Сад перед домом

Существующую подъездную дорогу нужно удлинить и заменить дорожное покрытие, желательно, чтобы используемый для этого материал гармонировал с домом. Слева от этой дороги, перед гаражом, планируется газон произвольной формы, с которого легко попасть на дорожку за гаражом, но в то же время оставлено место для кустарников и деревьев, которые закроют некрасивую стену гаража. В правой части сада предполагается разбить традиционный розарий и посадить плакучее дерево, крона которого смягчит прямоугольную форму дома.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЧЕРТЕЖНОЙ ДОСКОЙ (КУЛЬМАНОМ)

Рис. 30. Кульман обычно регулируют так, как удобно чертежнику. Можно также чертить на досках – настольных или укрепленных вертикально на произвольной высоте. Если чертежная доска лежит на столе, под ее верхний край подкладывают брусок, чтобы обеспечить нужный наклон. Специальные чертежные доски оборудованы параллельными передвижными линейками, а для горизонтально лежащей доски достаточно и рейсшины. Для самых маленьких садов не понадобятся ни миллиметровка, ни рейсшина.

Читать также:  Как посеять герань семенами

Дорожки и уход за ними

Невысокие изгороди (не создающие большую тень) обрамляют дорожку справа от дома, на которую выходит дверь кухни, здесь же разбит огород. Нашлось подходящее место с легким затенением и для теплицы, которой не годится ни солнцепек, ни постоянная тень. К теплице и сараю рядом с ней можно пройти по дорожке и через арку, увитую плетистыми розами. За ней дорожка поворачивает налево и подводит через кусты и деревья к замаскированному люку септика, к которому есть подход с подъездной дороги. К нему ведет чуть извилистая или угловатая дорожка, скрывающая вкупе с растениями вид на неприглядный люк.


Рис. 31. Эскизный план

Зоны отдыха

Дорожка приведет к тенистой зоне, где планируется второе место для отдыха по соседству с небольшим летним домиком. За ним будут посажены крупномерные деревья, для того чтобы скрыть соседские постройки и пригасить яркость этого домика. Недалеко от них скрывается полянка, образующая уютный уголок с простой скамейкой.

За поляной дорожка разделяется. Основная дорожка приводит к скамейке, спланированной как еще один акцент. А другая, более узкая дорожка, поворачивающая направо, приводит в «лес» с разнообразными растениями и кустарниками, приспособленными к одинаковым условиям – влажности и тени.

Забота о дикой природе

Пруд произвольной формы, близкой к естественной, отражает общую тему сада. Его спланировали рядом с естественной насыпью. Здесь также предлагается соорудить сухую каменную стену (без раствора) или горку, поддерживающую стену, и обсадить ее папоротниками и другими теневыносливыми растениями. Это позволит прервать плоскую поверхность таким образом, чтобы дорожка могла обогнуть пруд. Искусственный родник с журчащей водой создаст ощущение динамики и звучания этого уголка.

Дом и сад

Левая часть сада показалась дизайнеру идеальной для сооружения слегка изогнутой перголы в деревенском стиле, которая прекрасно сюда вписывается. Минуя перголу, дорожка вновь возвращается к входной двери через покрытый гравием участок, предназначенный для таких тенелюбивых растений, как папоротники, морозники и хосты.

Терраса имеет правильные формы, но некоторая традиционность около дома не нарушит единство сада в естественном стиле. В проекте нет острых углов, контуры террасы кажутся сглаженными.

Деревья занимают все свободное пространство, но посажены они не хаотично. Если взглянуть на них с разных точек, особенно из дома, то окажется, что они обрамляют различные садовые «картинки».

Ссылки на другие страницы сайта по теме «строительство, обустройство дома»:

Хвойные деревья

Лиственные кустарники

Куртины и массивы

продолжение приложения А

продолжение приложения А

продолжение приложения А

Живые изгороди из кустарников

продолжение приложения А

окончание приложения А

Ограждения, откосы, перголы, садовые скамейки, лестницы и пр.

Количество однолетников, высаживаемых в цветниках на единицу площади, зависит от их размера и типа цветника. Правильно рассчитать число растений, необходимое на ту или иную площадь, очень важно, поскольку при слишком редкой посадке цветник будет выглядеть пусто и некрасиво, а при слишком густой растениям будет некомфортно: в загущенных посадках они вытягиваются, слабее цветут и сильнее поражаются болезнями. Все просто при расчете количества исходят из размера самого растения во взрослом состоянии, таким образом все однолетники делят на высокие, низкие и среднерослые.

Такие однолетники как львиный зев, цинния, лаватера, астра относят к среднерослым цветам и высаживают в клумбах, рабатках, смешанных бордюрах (миксбордерах) из расчета 9 – 16 шт на 1м2 или 25 – 35 см между растениями в зависимости от формы кустика.

Читать также:  Траву косить как называется

Низкорослые летники, такие как бегония всегдацветущая, лобелия, петуния, портулак (коврик), гвоздика, низкорослые сорта агератума, бархатцев из расчета 20-40 шт на 1 м2 или 15-25 см друг от друга.

Высокие летники, такие как кохия, клещевина, декоративный подсолнечник, табак высаживают массивами на газоне или возле зданий из расчета 4-6 шт на 1м2 или 40-50 см между растениями.

У многолетних растений немного другая специфика. При посадке необходимо учитывать не только их размер, но и характер роста. По этому признаку многолетники делятся на плотнокустовые, рыхлокустовые и корневищные (самые агрессивные). Плотнокустовые, например эхинацея, мискантус китайский образуют плотный, медленно разрастающийся куст. На 1м2 можно высаживать от 4-10 шт растений. Рыхлокустовые, к примеру флоксы, лилейники, образуют рыхлый, широкий, но не сильно «расползающийся» куст. Этих многолетников можно высаживать от 1 до 4 шт на 1 м2. Еще одна разновидность многолетников — подушковидные или почвопокровные растения, такие как флокс шиловидный, очитки, живучки, камнеломки. Для того, чтобы быстро создать эффект «коврика», растения высаживают кучками или на профессиональном языке куртинами от 16 до 25 шт на 1 м2. В альпинариях их можно высаживать по 1-2 шт возле красивых валунов или рядком у основания подпорной стенки либо на вершине.

Приобретать или выращивать посадочный материал для цветников следует с небольшим запасом – обычно на 10 -15 % больше требуемого количества рассады, учитывая возможный отпад при транспортировке или в процессе приживаемости.

Условные обозначения элементов сада в плане.

Рис.1 – Стандартные символы растений в программе ArchiCAD

Рис. 2 – Примеры изображений растений в плане, используемых в программе Realtime Landscaping Architect:

Жестких, раз и навсегда установленных правил, не существует – экспериментируйте, пока не найдете то, что подходит именно вам.

Как у большинства дизайнеров, ваш специфический графический стиль разовьется с практикой. Комбинируйте различные методы, изучайте работы других ландшафтных дизайнеров, обращая свое внимание на то, как они представляют свои планы.

Требования к условным обозначениям в ландшафтном дизайне

Простота и читаемость.

Для того, чтобы заказчик сумел разобраться в вашем плане, он должен понимать все его условные обозначения. Эти обозначения должны быть простыми как в исполнении, так и в трактовке их смысла.

Символы растений можно использовать для того, чтобы различать их по характеру, но при этом нужно стремиться к простым, стилизованным изображениям и помнить, что дендроплан должен, прежде всего, точно указывать функции и местоположение растений. Но помните также, что дендроплан – это чертеж, в котором не нужно подробно показывать каждый лист и цветок.

Есть негласное правило – отмечать центральные точки всех деревьев. Их важно отмечать, поскольку они указывают на месторасположение, а также на различие между деревом кустом – наличие ствола.

Контуры каждого символа обозначают разрастание того или иного растения. Например, у дерева это ширина кроны.

Рис. 3 – Примеры условных обозначений лиственных деревьев

Увеличение визуального эффекта планов.

Четкие линии, использованные для обозначения деревьев, расширяют план, придавая ему трехмерность. Обычно деревья доминируют в саду, а для того, чтобы это подчеркнуть, их следует рисовать толстыми линиями.

Читать также:  Сколько готовить кукурузу в пароварке

Рис. 4 – Примеры условных обозначений хвойных деревьев

Используйте линии различной толщины в соответствии с размерами и значимостью того или иного растения. Если при разработке области посадок был сделан упор на специфический колер или определенный цвет в конкретное время года, на плане это можно обозначить таким же цветом, что придаст живость изображению и поможет заказчику уяснить ваши намерения. Однако помните, что не все растения цветут в одно и то же время, поэтому утверждать обратное будет не корректно.

Прозрачность больших деревьев. Большие деревья обозначайте с прозрачной кроной, чтобы показать все, что спроектировано под ними.

Подчеркивание различий между вечнозелеными и листопадными растениями. Выделите все вечнозеленые растения, задавая им большую тональность, густоту штриховки – при работе на компьютере (нанести еще один слой сверху, либо с обратной стороны бумаги).

Рис. 5 – Примеры условных обозначений кустов

Тени. Для придания плану глубины, помимо перьев различного размера, можно использовать эффект светотени. Сначала определите направление севера: тени должны падать против солнца. В данном случае направление тени условно (например, тень будет падать с северной стороны каждого объекта на плане, а ее длина – равняться высоте объекта), поскольку ее наносят лишь для повышения графической ценности плана, что делает его реалистичнее, и следовательно, доступнее пониманию заказчика. Чем выше объект, тем длиннее тень.

Однако, нанося тени для придания плану выразительности, не следует рисовать их повсюду.

Цвет. Старайтесь выбирать реалистичную цветовую гамму. Решите, чтобы вы хотели показать – лучше быть избирательным и выделить цветом только некоторые заметные зоны, такие как мощение, газон, вода или растения. Используйте земляные оттенки коричневого, серого или зеленого либо представьте цветущие растения в холодных ли теплых тонах. Помните, особенно работая карандашом, что поверхностей одинакового цвета очень мало, даже мощение и газон имеют массу оттенков и тонов.

Рис. 6 – Примеры обозначения: живые изгороди и вьющиеся растения (верхний правый угол);

элементы сада (слева); камней (нижний левый угол)

В статье предложены условные обозначения для графического изображения на чертежах отдельных растений, характеризующих форму кроны и окраску листьев. Эти обозначения рекомендуется применять не во всех случаях, а только для отдельных отведенных мест, для обозначения декоративных групп, одинаров (солитеров), или участков, выделяемых в проекте особыми требованиями планировки и застройки участка. Особенно большие площади чертежа следует выполнять упрощенными обозначениями для отдельных растений, групп или массивов.

Основная цель любого плана, создаваемого ландшафтным дизайнером, – донесение идей до клиента. Специфика планировки может быть самой разнообразной, поэтому дизайнер, как правило, разрабатывает свой собственный стиль, который адаптирует к конкретному заданию. Приведенные здесь цветные иллюстрации отражают широкий спектр работ. Экспериментируйте с графикой, пока не найдете метод, соответствующий вашим способностям и вызывающий доверие клиента.

Надеемся, что с помощью этого материала вы создадите свой специфический и неповторимый графический стиль. Успехов вам!

1. Р. Александер, К. Бэтстоун. Дизайн сада. Профессиональный подход. – Кладезь-Букс, 2006. – 135 с.

2. Д.Г. Скакова. Ландшафтное проектирование сада.- М.: ЗАО «Фитон+», 2010. -144 с.

3. М. И. Черкасов. Композиция зеленых насаждений. – 1960, 344 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector